Дидактические функции проверки и учета знаний и умений учащихся

Педагогика как наука » Проверка и учет знаний и умений по физике в средней общеобразовательной школе » Дидактические функции проверки и учета знаний и умений учащихся

Страница 2

Количество уровней должно быть невелико, раскрытие и их конкретизация должны быть посильными для каждого учителя физики без специального обучения. В соответствии с требованиями программы по физике и стабильных учебников, Оноприенко Ольга Владимировна предлагает следующие уровни проверки, применяемые при обучении физике в VII – XI классах. Определяя содержание уровней, она рассматриваем лишь конечные их этапы, минуя промежуточные.

1-й уровень низший, предполагает прямое запоминание отдельных знаний и умений, требуемых программой. Их выполнение опирается в основном на память. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:

Умение описывать устно или письменно физическое явление (например, явление теплопередачи, опыты, иллюстрирующие это явление).

Знание отдельных фактов истории физики.

Знание названий приборов и области их применения (например, амперметр – прибор для измерения силы тока).

Знание буквенных обозначений физических величин.

Знание условных обозначений приборов, умение их изображать и узнавать на схемах и чертежах.

Для проверки знаний и умений, соответствующих первому уровню, используется репродуктивный вид заданий, предполагающий воспроизведение учащимися отдельных знаний и умений. Проверка первого уровня знаний легко осуществляется формами автоматизированного учета.

При достижении учащимися 2-го уровня предполагается:

Знание теории, лежащей в основе изучаемого явления,

Знание и понимание формулировок физических законов, их математической записи.

Знание и понимание определений физических величин (например, удельной теплоемкости вещества, скорости, ускорения).

Знание единиц физических величин, их определений (например, за единицу силы в СИ принимается сила, которая телу массой 1 кг сообщает ускорение 1 м/с).

Понимание принципа действия приборов, умение определять цену деления, пределы измерений, снимать показания.

Для проверки умения применять эти знания в учебной практике используются репродуктивно-рефлекторные задания, выполнение которых возможно не только на основе памяти, но и на основе осмысливания. Поэтому наряду с психологической операцией воспроизведения широко используются узнавание и явление переноса. Для выполнения таких заданий требуется более напряженная мыслительная деятельность учащихся, чем при выполнении заданий на 1-м уровне.

Третий уровень определяет конечную цель обучения:

Умение применять теорию для объяснения некоторых частных явлений (например, на основе молекулярных представлений о строении вещества объяснить изменение агрегатного состояния вещества, диффузию газов, давление газа).

Понимание взаимозависимости различных признаков, характеризующих группу однородных явлений (например, зависимость числа электронов, вылетающих из металла за 1 с под действием света, от энергии светового пучка; зависимость энергии электронов, вылетающих из металла под действием света, от длины волны света).

Умение изображать графически взаимосвязь между физическими величинами, определять характер этой связи.

Умение сопровождать ответ экспериментом, подбирать необходимые для этого приборы (например, для доказательства зависимости выталкивающей силы от объема погруженного тела следует взять динамометр, сосуд с жидкостью, два тела одинаковой массы, но разного объема).

Умение производить расчет, пользуясь известными формулами.

Представление об историческом развитии отдельных разделов физики (например, о развитии представлений о волновой и квантовой природе света, о развитии взглядов на теорию строения вещества).

Сформированность "технических приемов" умственной деятельности: умение читать книгу, находить нужные сведения, составлять план ответа и т. п.

Для проверки знаний, соответствующих третьему уровню, и умения применять их в. учебной практике используется рефлективный вид заданий, выполнение которых опирается на репродуктивные знания, но требует глубокой осмысленной деятельности, знания приемов умственной деятельности, умения применять их. При выполнении заданий этого уровня используются психологические операции – воспроизведение, узнавание, широкий перенос.

При разработке конкретных заданий, требований к их выполнению (объему, качеству) следует учитывать, знания какого уровня они будут проверять, на каком этапе обучения.

Требования к знаниям учащихся возрастают по мере приближения к конечной цели обучения. Сразу же после изучения нового материала ученик приобретает знания и умения, соответствующие первому уровню, а также частично второму и третьему. Учителю предстоит добиться перехода всех учащихся с первого уровня на второй и третий. Для этого следует использовать систематические упражнения.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Методологические аспекты развития научно – технического творчества учащихся
Сложному механизму творческого мышления присущи интуиция и логика. Мышление начинается там, где есть проблемная ситуация, предполагающая поиск решения в условиях неопределенности, дефицита информации. Интуиция имеет материалистическое объяснение и представляет собой быстрое решение, полученное в результате д ...

Методические рекомендации в работе по конструированию с детьми 7-го года жизни
Подвижное конструирование - один из видов выполнения художественных работ по ручному труду. Разные способы выполнения работ по данному виду конструирования могут успешно усвоить дети 7-го года жизни. Рекомендуем: Использовать в работах по конструированию метод подвижного конструирования. Тематика должна быть ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru