Лекция по биологии по теме «Клетка» для студентов первого курса физического факультета

Страница 10

Пластиды-это органеллы, свойственные одним только растительным клеткам; у высших растений они образуются из пропластид - мелких телец, обнаруживаемых в меристематических зонах растения. Пластиды окружены двойной мембраной (оболочкой). Из пропластид - в зависимости от их местонахождения в растении - могут образоваться разные типы пластид. Существуют разные классификации пластид:

Хлоропласты

Хромопласты

Лейкопласты

Хлоропласты- Это пластиды, содержащие хлорофилл и каротиноиды и осуществляющие фотосинтез. Хлоропласты находятся главным образом в листьях.

Хромопласты- Хромопластами называют нефотосинтезирующие окрашенные пластиды, содержащие главным образом красные, оранжевые и желтые пигменты (каротиноиды). Больше всего хромопластов в плодах (например, томата и красного перца) и в цветках, где их яркая окраска служит для привлечения насекомых, птиц и других животных, при посредстве которых совершается опыление растений и распространение семян

Лейкопласты- Это бесцветные пластиды, не содержащие пигментов. Они приспособлены для хранения запасов питательных веществ, и потому их особенно много в запасающих органах-корнях, семенах и молодых листьях.

Бактериальная клетка содержит только одну молекулу ДНК, прикрепленную к клеточной мембране.

Перед делением клетки бактериальная клетка реплицируется, образуя две идентичные молекулы ДНК, каждая из которых тоже прикреплена к клеточной мембране. Когда клетка делится, клеточная мембрана врастает между этими двумя молекулами ДНК, так что в конечном счете в каждой дочерней клетке оказывается по одной молекуле ДНК.

Для клеток эукариот проблема деления оказывается более сложной, поскольку хромосом у них много и они не идентичны. Соответственно более сложным является и процесс деления, который должен гарантировать, что каждая дочерняя клетка получит полный набор хромосом. Этот процесс называется митозом.

Митоз- это деление ядра, приводящее к образованию двух дочерних ядер, в каждом из которых имеется точно такой же набор хромосом, что и в родительском ядре.

Митоз представляет собой цепь событий, для того, чтобы удобнее было его описывать, биологи делят этот процесс на четыре стадии в зависимости от того, как выглядят в это время хромосомы.

Это период между делениями клетки, в котором происходит удвоение хромосом. Хромосомы распределены по всему ядру в виде рыхлой массы.

Ядро и ядрышко отчетливо видны.

Стадия, на которой появляются первые указания на то, что ядро собирается приступить к митозу. Вместо рыхлой ДНК и белка становятся ясно видны нитевидные удвоившиеся хромосомы. По большей части в профазе ядрышко и ядерная мембрана исчезают и появляется сеть микротрубочек.

Стадия подготовки к делению. Для нее характерно завершение образования митотического веретена, т. е. каркаса из микротрубочек. Каждая удвоившаяся хромосома прикрепляется к микротрубочке и направляется к середине веретена

Стадия, на которой центромеры делятся и из каждой удвоившейся хромосомы образуются две отдельные, идентичные хромосомы. Разделившись, эти идентичные хромосомы движутся к противоположным концам ( полюсам) митотического веретена. В конце анафазы у каждого полюса находится полный набор хромосом.

Последняя стадия митоза. Хромосомы начинают раскручиваться, снова превращаясь в рыхлую массу ДНК и белка. Вокруг каждого набора хромосом вновь появляется ядерная мембрана.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11


Другие статьи:

Развитие музыкальных способностей как педагогическое средство управления творческих способностей
Важнейшей в теории способностей является проблема их развития. С.А. Рубинштейн писал, что вопрос способностей должен быть слит с вопросом развития. Развитие человека в отличие от накопления опыта, овладения знаниями, умениями, навыками, - это и есть то, что представляет собой развитие как то новое, в отличие ...

Структура и типология уроков
Структура урока и формы организации учебной работы на нем имеют принципиальное значение в теории и практике современного урока, поскольку в значительной степени определяют эффективность обучения, его результативность. Какие же элементы и части урока считаются структурными, а какие нет? Единого мнения по этом ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru