Лекция по биологии по теме «Клетка» для студентов первого курса физического факультета

Страница 8

4.Микротрубочки выполняют в клетках еще и пассивную структурную роль: эти длинные трубчатые, достаточно жесткие структуры образуют опорную систему клетки, своего рода цитоскелет. Нередко они располагаются в зоне, непосредственно примыкающей к плазматической мембране. Отмечено, что животные клетки, в которых система микротрубочек повреждена, принимают сферическую форму. В растительных клетках расположение микротрубочек соответствует расположению целлюлозных волокон, отлагающихся при построении клеточной стенки.

Микрофиламентами называются очень тонкие белковые нити диаметром 5-7 нм. Эти нити, присутствующие в эукариотических клетках в большом количестве, состоят из белка актина, близкого к тому, который содержится в мышцах. Актиновый цитоскелет сходен с цитоскелетом из микротрубочек.

Нередко микрофиламенты образуют сплетения или пучки непосредственно под плазматической мембраной, а также на поверхности раздела между подвижной и неподвижной цитоплазмой.

Функции:

1.Микрофиламенты участвуют в эндоцитозе и экзоцитозе.

2.Роль микрофиламентов в клетке связана с движением (либо всей клетки в целом, либо отдельных ее структур внутри нее).

3. При цитотомии животных клеток они формируют сократительное кольцо.

Промежуточные филаменты

Третью группу структур составляют, как указывалось выше, промежуточные филаменты (8-10 нм в диаметре). Эти филаменты тоже играют роль в движении и участвуют в образовании цитоскелета.

Микроворсинки - одна из наиболее хорошо изученных сократительных систем. Микроворсинками называются пальцевидные выросты плазматической мембраны некоторых животных клеток. Микроворсинки увеличивают площадь всасывающей поверхности, поэтому они особенно многочисленны на поверхности клеток всасывающего типа, а именно в эпителии тонкого кишечника.

В каждой микроворсинке содержатся пучки актиновых нитей, связанных с миозиновыми нитями в основании этой микроворсинки. Микроворсинки способны сокращаться. Это происходит в результате скользящего движения актиновых нитей вдоль миозиновых ,т.е. при помощи механизма, напоминающего мышечное сокращение. Попеременное укорачивание и удлинение микроворсинок способствуют всасыванию.

В растительных клетках микроворсинки отсутствуют: жесткие стенки этих клеток не позволяют плазматической мембране образовывать выросты.

Митохондрии содержатся во всех аэробных эукариотических клетках.

Число митохондрий больше в тех клетках, в которых потребность в энергии велика.

Разнообразны по форме: спиральные, округлые, вытянутые.

Расположены в периферических участках цитоплазмы.

В клетках зеленых растений число митохондрий меньше, чем в клетках животных, т. к. часть их функций могут выполнять хлоропласты.

Строение:

Окружена двумя мембранами. Внутренняя мембрана заключает в себе матрикс и образует гребневидные складки( кристы), их функция- увеличение поверхности внутренней мембраны митохондрии.

Функция митохондрии:

Синтез АТФ, происходящий в результате процессов окисления органических веществ.

В клетках высших растений встречаются все органеллы, обнаруживаемые в животных клетках, за исключением центриолей. В них имеются, однако, и свои особые структуры:

Клеточные стенки

Плазмодесмы

Вакуоли

Пластиды

Растительные клетки, подобно клеткам прокариот и грибов, заключены в сравнительно жесткую клеточную стенку и являются внеклеточным многослойным образованием. Материал для построения этой клеточной стенки секретирует сама заключенная в ней живая клетка . Строение клеточной стенки

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Другие статьи:

Психологические основы процесса чтения
Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые в определенной степени различаются по психологическому содержанию. Егоров Т. Г. выделял следующие ступени овладения чтением: а) овладение звуко-буквенными обозначениями; б) послоговое чтение; в) ступень становления синтетических при ...

От многообразия выбора к авторским технологиям
Технологии авторских (инновационных) школ построены на оригинальных (авторских) идеях, которые, как правило, понятны из их названия. Это – школа адаптирующей педагогики (Е. Ямбург, Б. Бройде), школа самоопределения (А. Тубельский), «Русская школа» (И. Гончаров, Л. Погодина), школа-парк (М. Балабан), агрошкол ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru