Психолого-педагогическая и экспериментальная проверка педагогических условий по развитию вокально-хоровых навыков у младших школьников на уроках музыки

Педагогика как наука » Психолого-педагогическая и экспериментальная проверка педагогических условий по развитию вокально-хоровых навыков у младших школьников на уроках музыки

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в школьном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чувствительным к красоте в искусстве и жизни.

В школьных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников.

Среди видов деятельности младших школьников на уроках музыки хоровое пение имеет ряд очевидных преимуществ. Это объяснимо рядом причин:

песенным началом российской музыкальной культуры. Видный деятель хорового искусства Г.А. Струве отмечал: «Все обряды: рождение, венчание, погребение сопровождались пением. На всех праздниках наш народ пел. Пели работая, пели отдыхая» .

общедоступностью. Каждый ребенок физиологически обладает от природы голосом и слухом;

адекватностью пения психолого-возрастным особенностям младших школьников, и в частности их стремлению к активным нормам освоения искусства;

4) особой доступностью для восприятия в силу синтеза слова и музыки;

5) значимостью воспитания чувств человеческой общности в современном мире.

Особая роль хорового пения объясняется тем, что ранее учебный предмет «Музыка» назывался «Пением». И хотя он сегодня переименован, пение на уроках музыки считается основополагающим в постижении музыкального искусства.

Педагоги-музыканты накопили большой опыт работы по формированию личности ребёнка в процессе обучения пению. Весомый вклад внесли такие педагоги, как В.Н. Шацкая, Н.А. Метлов, А.Д. Войнова, Б.Л. Яворский, Н.А. Ветлугина, С.И. Бекина. В их работах предложена методика практической работы с детьми, показано влияние певческой исполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребенка.

В пении, как и в других видах исполнительства, ребёнок может активно проявлять своё отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Овладение пением у детей происходит постепенно, в результате «бесчисленных проб», в процессе которых, с одной стороны, создается умение владеть голосовым аппаратом, а с другой - вырабатываются музыкально-слуховые представления.

Анализ работ педагогов-музыкантов, методической литературы, наблюдения в процессе педагогической практики показали, что не все учащиеся умеют правильно реализовать вокальные навыки в пении. Следовательно, не имея успех в певческой деятельности, теряют к ней интерес.

В связи с этим возникает противоречие между потребностью в самореализации школьников посредством хорового искусства и недостаточным вниманием по использованию методических приёмов, вокально-хоровых упражнений на уроках музыки в процессе пения.

В силу вышесказанного выделим проблему: какие педагогические условия необходимы для развития вокально-хоровых навыков младших школьников на уроках музыки.

Объектом нашего исследования выступает урок музыки как организационная форма развития вокально-хоровых навыков у младших школьников.

Предмет исследования: процесс развития вокально-хоровых навыков на уроках музыки.

Целью исследования является психолого-педагогическая и экспериментальная проверка педагогических условий по развитию вокально-хоровых навыков у младших школьников на уроках музыки.

С учётом поставленной цели, а также в соответствии с проблемой и предметом исследования решались следующие задачи:

Рассмотреть развитие хорового пения в России.

Раскрыть средства вокально-хоровой выразительности в пении.

Изучить и проанализировать значение индивидуально-психологических различий в вокальной педагогике.

Выявить и проверить результативность использования комплекса педагогических условий, способствующих развитию вокально-хоровых навыков на уроках музыки.

Гипотеза исследования: мы полагаем, что процесс развития вокально-хоровых навыков будет эффективным, если:

- учитывать психолого-педагогические особенности детского возраста, психологию пения;

- использовать специальные вокально-хоровые упражнения, методы и приемы по развитию певческих навыков.

В соответствии с поставленными задачами были использованы следующие методы:

Теоретический анализ и систематизация литературы по проблеме исследования;

Изучение и обобщение практического опыта по развитию вокальных навыков.

Проведение экспериментальной работы по развитию вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста.

Методологическую основу исследования составляют:

Труды В.И. Петрушина, Г. М. Ципина в области музыкальной психологии; труды физиолога И.П. Павлова по вопросам воздействия пения на физическое развитие детей; вопросы методологии, теоретического обоснования системы усвоения певческих навыков в работах педагогов-музыкантов Н.А. Метлова, В.Н. Шацкой, А.Г. Яранцевой, А.Г. Менабени, Н.А Ветлугиной, Г. Струве, Г. П. Стуловой.

Экспериментальной базой исследования выступило Муниципальное Образовательное Учреждение «Калининская средняя общеобразовательная школа», третий класс.

Структура работы.

Исследование состоит из введения, двух разделов, заключения, списка используемой литературы и приложения.


Другие статьи:

Формы адаптации
Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Обычно видна надводная часть айсберга, а это поведение ребенка. Но и поведение приводит взрослых в смятение. А если бы родители знали, что творится в организме и душе ре ...

Виды, методы и формы контроля
Контроль знаний представляет собой довольно сложную структуру, которая подразделяется на несколько уровней. Некоторые из них делятся в свою очередь на подуровни. В системе уровней контроля знаний выделяются его виды, методы и формы. В школе применяются такие виды контроля знаний, как текущий, периодический и ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru