Планирование и организация исследования по развитию вокально-хоровых навыков на уроках музыки

Страница 1

В ходе данного исследования базой практики выступило Муниципальное Образовательное Учреждение «Калининская средняя общеобразовательная школа», исследование проводилось в третьем классе на уроках музыки.

В связи с темой квалификационной работы пред нами стоит задача – на практике проверить выдвинутую нами гипотезу. Мы полагаем, что процесс развития вокально-хоровых навыков будет эффективным, если:

- учитывать психолого-педагогические особенности детского возраста, психологию пения;

- использовать специальные вокально-хоровые упражнения, методы и приемы развитию певческих навыков.

Для того чтобы проследить формирование певческих навыков у школьников, необходим опыт работы. В своих исследованиях я опиралась на практический опыт педагогов-музыкантов и опыт работы учителя музыки в данной школе.

На первом этапе исследования было осуществлено знакомство с детьми данного класса, изучены их способности и увлечения, программа обучения. Для этого нами был проведен тест-опросник Владимира Петровича Анисимова на выявление когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций детей. Данная работа проводилась в начале учебного года. По словам учителя музыки, не все учащиеся умеют правильно реализовать певческие навыки, следовательно, не имея успех в певческой деятельности, теряют интерес к пению.

Отсутствие у детей навыков грамотно, выразительно и эмоционально петь побудили провести методическую работу по развитию вокально-хоровых навыков на уроках музыки, применить упражнения на занятиях. Эта работа проводилась на втором этапе исследования.

На третьем этапе подведены результаты педагогического эксперимента.

Значительное место в системе хорового обучения школьников занимают вокально-хоровые упражнения. Вокально-хоровые упражнения можно разделить на две основные категории. К первой относятся те, которые применяются вне связи с каким-либо конкретным произведением. Они способствуют последовательному овладению средствами вокально-хоровой выразительности, достижению высокого уровня художественного исполнения.

Упражнения второй категории направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании какого-либо произведения. Эти упражнения служат более узким задачам.

Для развития каждого из средств вокально-хоровой выразительности: дыхания, артикуляции, звукообразования и других, необходим комплекс упражнений. В своем исследовании я опиралась на работы новосибирского ученого В.В. Емельянова, педагогов-музыкантов Г.А. Струве, Ю.Б. Алиева, П.Г. Чеснокова, К.И. Плужникова, А.Н. Стрельниковой.

Одна из задач, стоящая перед школьными занятиями музыкой – научить каждого ученика владеть певческим голосом. Можно считать, что способность к пению так же естественна, как и способность к речи. Разница заключается в том, что говорить учатся все, а петь – сравнительно немногие. Поэтому, неспособность управлять своим голосом у некоторых учащихся в начале занятий оказывается результатом невнимательности и поддается исправлению и развитию.

Цель вокальных упражнений - вырабатывание певческих навыков, которые помогают ученику передать художественный образ песни, содержания хорового произведения. Участие в пении является одним из ведущих средств слухового и вокального воспитания. Выразительность, осмысленность во время пения растет с повышением индивидуальной музыкально-хоровой культуры.

Эти задачи мы пытались реализовать на занятиях музыки в процессе педагогической практики.

Целью практической части нашего исследования явилось развитие вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста. Мы предполагаем, что если правильно подобрать методические упражнения и выработать системный подход к их применению, то качество развития навыков будет лучше. Каждый в отдельности навык можно развить и добиться при этом хороших результатов.

На данном этапе мы учитывали особенности программы обучения данного класса, интересы детей в данном классе, способности класса и каждого ребенка в отдельности.

Были проведены следующие беседы:

Из беседы с классным руководителем, мы узнали, что дети в данном классе по темпераменту сильно отличаются, их увлечения различные. В целом класс дружный, но случаются конфликты. Классный руководитель считает, что это может быть связанно с различием интересов и темперамента.

Преобладающей оценкой в учебе у большинства членов группы является хорошо.

Как считает классный руководитель, ребята способные, но, иногда ленятся, что приводит к непониманию учебного материала или отставанию у отдельных личностей. В музыкальной школе занимается три человека, из них один мальчик.

Из беседы с учителем музыки и преподавателями сольфеджио, музыкальной литературы и хора мы узнали, что в школе достаточно детей, которые с удовольствием занимаются в музыкальной школе - это положительный момент. И, по их мнению, дети способные, и если у них есть желание заниматься музыкой, из способности развиваются очень хорошо. Дети в 3 классе занимаются по классу фортепиано и домры уже второй год и активно участвуют в делах школы. На их взгляд, работа с детьми проводится глубокая и основательная. Дети занимаются с интересом.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Виды конструирования и формы обучения конструированию дошкольников
В работе с дошкольниками применяется два вида конструирования - это техническое и художественное. К техническому конструированию относятся конструирование из строительного материала, деталей конструкторов, крупногабаритных модулей, а также конструирование на базе компьютерных программ. Конструирование из стр ...

Психолого-педагогическое обоснование понятия «познавательный интерес»
Познавательный интерес – важнейшая область общего интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его мн ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru