Средства вокально-хоровой выразительности

Страница 1

В основе выразительного пения, формирования слуха и голоса лежат вокально-хоровые навыки. По словарю русского языка С.И. Ожегова, навык – это умение, созданное упражнениями, привычками.

По психологическому словарю В.П. Зинченко, навык – это приобретенное в результате обучения и повторения умение решать задачу, оперируя внешними инструментами, с заданной точностью и скоростью.

Необходимым условием формирования вокально-хоровых навыков является «певческая установка».

Под этим термином понимают комплекс обязательных требований, способствующих правильному звукообразованию. Певческая установка состоит из многих внешних приемов и навыков. В хоровом пении обычно рекомендуют стоять или сидеть прямо, но не напряженно, не сутулясь, подтянуто. Прямое или собранное положение корпуса, равномерная опора на обе ноги, свободно опущенные руки, развернутая грудь, голова держится прямо, не напряженно, - считается правильным положением корпуса.

При положении сидя не следует класть ногу на ногу, так как это стесняет дыхание. Основное положение рта должно быть широким, открытым. Нёбо служит важным резонатором. Благодаря приподнятому нёбу происходит формирование округлого звука. Большинство начальных упражнений для развития певческой установки, особенно в занятиях с младшими детьми, направлено на организацию правильного положения корпуса и вокального аппарата. Это имеет важное значение в репетиционной работе хора, так как настраивает юных певцов на трудовой лад и строгую дисциплину.

Певческая установка непосредственно связана с навыком певческого дыхания. Вокальная педагогика рассматривает в качестве наиболее целесообразного для пения грудобрюшное дыхание, а так же варианты смешений грудного и брюшного дыханий в зависимости от индивидуальных особенностей певца. В зависимости от возраста дыхание видоизменяется. Например, в возрасте 7 лет, певческое дыхание мало чем отличается от обычного. Отсюда довольно частое взятие дыхания при пении, распространяющееся на большие фразы, отрывки.

Внимание учителя должно быть постоянно направлено на певческое дыхание, естественное, глубокое и ровное. Важную роль в формировании дыхания играет пение по руке руководителя (дирижерские жесты «вступление» и «снятие»), умение распределять дыхание по музыкальным фразам.

Правильное, постепенно взятое дыхание способствует выработке опоры при дыхании, умению распространять дыхание на всю исполняемую фразу. При формировании у детей правильных навыков дыхания, необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, что свидетельствовало бы о применении детьми поверхностного, ключичного дыхания .

Дыхание обычно рассматривают в трех составляющих компонентах: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох. Вдох должен производиться бесшумно. Задержка дыхания непосредственно мобилизирует голосовой аппарат к началу пения. Выдох должен быть совершенно спокойным, без намека на насильственное «выталкивание» воздуха. Не следует переполнять грудную клетку воздухом. В работе с коллективом учащихся уместны рекомендации делать вдох, как бы ощущая при этом нежный запах цветка, а выдох так, чтобы пламя свечи, расположенное у рта, не шелохнулось. Чрезвычайно важно развивать у юных певцов способность экономно расходовать дыхание, «чтобы при наименьшей затрате воздуха получить большой запас звука и при этом наилучшего качества».

Характер певческого дыхания отражается на характере звучания голоса певца. Плавное, спокойное, легкое дыхание способствует достижению красивого, легкого звука. При всей свободе дыхания, оно должно сохранять ощущение мышечной упругости, энергичности движения. Экономный и равномерный вдох необходим для исполнения плавных, широко распевных мелодий. Пение в нижней части диапазона требует наибольшего количества воздуха. При исполнении верхних звуков расходуется наименьшее количество дыхания. Усиление напора воздушного столба приводит к резкости и крикливости, а так же становится причиной завышения звука. В хоровом пении одновременность дыхания – основа одновременности атаки звука и вступления.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Особенности проведения занятий при деформациях опорно-двигательного аппарата
В данной группе заболёваний наиболее часто встречаются нарушения в формировании позвоночника (нарушение осанки и сколиоз). В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка сп ...

Динамика уровня развития активного словаря прилагательных
Целью контрольного эксперимента явилось выявление динамики уровня развития активного словаря прилагательных. Для этого нами был проведен эксперимент, аналогичный тому, что проводился в начале исследования. Необходимо отметить, что эксперимент проводился после системы работы по увеличению объема активного сло ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru