Сравнительный анализ программ по МХК с точки зрения новых технологий

Страница 1

Как самостоятельный предмет «Мировая художественная культура» существует около двух десятков лет, вырос из курса истории и являлся логическим продолжением и завершением программ «Музыка» (автор – Д.Б. Кабалевский) и «Изобразительное искусство и художественный труд» (автор – Б.М. Неменский). Своеобразие самой первой программы, созданной Л.М. Предтеченской, заключалось в том, что она поставила перед педагогом не только задачу «изучения» искусства. В фокусе внимания педагога оказывалась личность ученика, претерпевающая глубинные изменения под воздействием общения с искусством. Принципы, положенные Л.М. Предтеченской в основу предмета, сохраняют свою актуальность и в наши дни. Теория прогресса мало приемлема для искусства, и ценность художественных произведений для современного человека не зависит от времени их создания: Толстой не «хуже» Шекспира, а Прокофьев не «отменяет» Моцарта. Произведения разных видов искусства, отобранные для изучения в курсе «МХК», целесообразно оценить с позиций того, насколько они необходимы и достаточны для конструирования развивающей среды. Первоначальный вариант программы во многом отвечал этим требованиям. Он предлагал неспешное погружение, работу с тщательно отобранными памятниками художественной культуры того периода, который устанавливал диалогические отношения с предшествующими культурными эпохами.

Исходя из опыта преподавания «Мировой художественной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях в 1970-е годы – начале XXI века можно сформулировать новые принципы. Одним из ключевых является принцип сообразности содержания предмета МХК образовательному стандарту общего образования. МХК входит в число базовых и профильных дисциплин федерального компонента. Определяется Минимум содержания МХК, который структурирован по историческому принципу в тематические разделы. Данный Минимум является основой для составления различного рода программ и тематических планов.

Важным принципом преподавания МХК является рассмотрение феноменов культуры в историческом контексте. Знание историко-культурной ситуации обеспечит полное и глубокое понимание учащимися сути тех или иных произведений искусства, творчества художников. Акцент делается не на специфике отдельного вида искусства, а на специфике памятника культуры эпохи. В культурологии и искусствознании существует принцип выделения ведущего вида искусства – «интуиции эпохи». Именно он является основой для характеристики культурно-исторической эпохи.

По «Концепции художественного образования в Российской Федерации», принятой Министерством образования и Министерством культуры в 2002 г., под художественным образованием имеется в виду «процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества». Данный принцип можно сформулировать как принцип приоритета отечественной художественной культуры над зарубежной. Таким образом, ключевыми являются темы, связанные с художественной культурой Древней (средневековой) Руси, Российской Империи, СССР и Российской Федерации. Проводя диалогические связи, через культуру Древней Руси можно показать развитие культуры Византии, а через неё античного мира и более древних цивилизаций. Характеризуя художественную культуру Московского государства, рассказывая о строительстве Московского Кремля, возможно «погружение» в эпоху Итальянского Возрождения (через творчество Аристотеля Фьораванти). Размышляя о художественной культуре XVIII в., реформах Петра I и времени Екатерины II, проводится анализ западноевропейского Просвещения.

Урок МХК немыслим без непосредственного общения с искусством, поэтому важным принципом преподавания МХК является принцип наглядности. Как показывает опыт работы в школе, наиболее эффективными средствами наглядности являются репродукции. С ними можно работать на всех этапах урока.

Все темы курса, так или иначе, связаны между собой. Учитель должен отчетливо видеть общность материала данной темы с другими, близкими ей по содержанию. Для этого следует установить внутрикурсовые связи, которые бывают двух типов. Ретроспективные – связи данной темы с ранее изложенными, перспективные связи – с теми, которые еще предстоит изложить. Особенно значимы ретроспективные связи с так называемыми вводными темами, которые предусматривают изложение большого и важного теоретического материала. Он в ходе раскрытия следующих тем постоянно углубляется и уточняется. Перспективные связи постепенно подводят учащихся к изучению нового материала. Они формируют у учащихся представление о целостности историко-культурного процесса, несмотря на большие различия отдельных его этапов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Сущность проблемного обучения
Проблемное обучение это не абсолютно новое педагогическое явление. История собственно проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода, многие правила которого в педагогике были разработаны Джоном Дьюи. Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х г ...

Конспекты кружковых занятий
Занятие 1. «Домики и тележки для гномов» Цель: Учить детей делать объемные игрушки-тележки, работать с бумагой, ножницами. Учить понимать чертеж и действовать в соответствии с ним (делать надрезы в указанных местах), оформлять поделку мелкими деталями, использовать рациональные способы вырезания одинаковых п ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru