У дошкольников были исправлены нарушения переднеязычных, свистящих, шипящих, соноров.
Изолировано дошкольники умеют произносить все звуки, лишь с 20% дошкольников продолжается работа по закреплению звуков с, с`, з, з`. А с 20% дошкольников экспериментальной группы продолжается работа по постановке звука р.
Таким образом, работа по развитию фонематического слуха в процессе формирования звукопроизношения считается эффективной. Но необходимо продолжать эту работу, так как не у всех дошкольников сформированы звукопроизношение и фонематический анализ.
Таким образом, нами были определены методы и приемы работы по развитию фонематического восприятия в процессе формирования звукопроизношения. В ходе преодоления фонематического недоразвития предусматриваются два взаимосвязанных направления работы: во-первых, коррекция произношения, т.е. постановка и уточнение артикуляции звуков (постановка звуков проходит в индивидуальной работе, на фронтальных занятиях уточняется артикуляция); во-вторых – последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов.
В процессе коррекционной работы дошкольники учились правильно произносить звук, определять его на слух, выделять из потока звуков, определять наличие звука в слове, последовательность звуков в слове.
После коррекционной работы был проведен контрольный эксперимент, который показал эффективность работы по развитию фонематического слуха в процессе формирования правильного звукопроизношения: у дошкольников улучшилось слуховое восприятие, речевой и фонематический слух. Большинство дошкольников овладели навыками звукового анализа: научились определять положение звуков в словах. У дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня корригировалось звукопроизношение: у них улучшилось произношение переднеязычных, свистящих, шипящих и соноров.
Работа по развитию фонематического восприятия в процессе коррекции звукопроизношения должна продолжаться, чтобы усовершенствовать речь дошкольников до возрастной нормы.
Фонематическое восприятие или слух – это способность различать речевые звуки, фонемы.
Проведенное нами обследование фонематического слуха показало, что у детей с общим недоразвитием речи III уровня наблюдаются некоторые особенности, отличающие их от детей, развитие речи которых соответствовало возрастной норме. У детей с общим недоразвитием речи III уровня в большинстве случаев отмечается нарушение слухового восприятия, речевого и фонематического слуха, а также у этих детей не сформированы процессы фонематического анализа.
Низкие показатели, полученные при обследовании, еще раз доказывают преобладание нарушений фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи, что как раз отражается в логопедическом заключении этих детей.
Низкие показатели сформированности фонематического анализа у контрольной группы свидетельствуют о недостаточной работе с этими детьми.
Также при обследовании было выявлено, что не у всех детей с общим недоразвитием речи III уровня нарушено слуховое восприятие и речевой слух. 20% детей смогли правильно определить звучание музыкальных инструментов и отгадать голос товарища, что связано с начавшейся логопедической работой с этими детьми.
Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи III уровня были отмечены нарушения слухового восприятия, речевого и фонематического слуха, а также нарушение процессов фонематического анализа.
Для успешного овладения фонетической стороной речи и будущего освоения грамотой у детей с общим недоразвитием речи III уровня необходимо развивать фонематический слух, а также исправлять звукопроизношение.
Нами составлен план развития фонематического слуха в процессе формирования звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, по которому нами проводилась коррекционная работа. Предложенные игры и упражнения, которые проводились на занятиях по коррекции звукопроизношения, способствовали развитию фонематических процессов. На логопедических занятиях в работе над звуком формировалось, развивалось и совершенствовалось восприятие данного звука в единстве с навыками фонематического анализа.
Контрольный эксперимент показал эффективность работы по развитию фонематического слуха в процессе формирования звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня: у дошкольников улучшилось слуховое восприятие, речевой и фонематический слух. Большинство дошкольников овладели навыками звукового анализа: научились определять положение звуков в словах. У дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня скорригировалось звукопроизношение: у них улучшилось произношение переднеязычных, свистящих, шипящих и соноров.
Работа по развитию фонематического восприятия и звукопроизношения еще не закончена, поэтому необходимо продолжать работать с дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня в этом направлении.
Другие статьи:
Материал и методика исследований
Предпринятое нами исследование было реализовано в рамках активной педагогической практики на базе Элвгинской средней общеобразовательной школы в 2009-2010 гг. На первом этапе исследования (таблица 2.1.) проводилась работа по изучению теоретических основ по заданной тематике исследования, изучалась возможност ...
Анализ современных образовательных программ для дошкольных образовательных
программ
Лишь при условии выявления возможностей и содержания работы в дошкольном образовательном учреждении, можно развивать чувство времени. Для этого необходимо рассмотреть современные образовательные программы с точки зрения развития чувства времени в образовательной, воспитательной и игровой деятельности детей. ...