Условия применения проблемного обучения в учреждениях профессионально-технического и средне-специального образования

Педагогика как наука » Условия применения проблемного обучения в процессе преподавания дисциплины "Детали машин" при подготовке техников » Условия применения проблемного обучения в учреждениях профессионально-технического и средне-специального образования

Страница 2

Третье условие – формирование у учащихся устойчивых мотивов учения. Важнейшим средством развития мотивов учения являются сами проблемные ситуации в сочетании с эмоциональным фактором.

Четвёртое условие. Подвижность уровня информационной ёмкости учебных занятий и её полнота. Здесь различается два аспекта. Первый – это необходимость увеличения времени преподавателя на изложение новых знаний или руководство познавательной деятельностью учащихся за счёт уменьшения времени на управление их поведением. Второй – изменение соотношения объёма знаний, излагаемых преподавателем и приобретаемых учащимися самостоятельно.

Условием проблемного преподавания является принцип неполноты информации. Возможны ситуации, при которых надо жертвовать полнотой передачи материала для того, чтобы дать возможность учащимся самим решить какую-либо задачу.

Пятое условие – обучение должно строиться в соответствии с принципами неравномерности и разнообразия. Это означает: во-первых, обучение не должно быть монотонным. Это требование связывается с открытым психологами законом угасания введённой в мозг информации по экспоненте, который действует прямо против педагогических целей, если знания передаются учащимся равномерными порциями. Чередование предметов должно быть более вариативным подвижным. Во-вторых, должно быть чередование видов и форм учебных занятий с таким расчётом, чтобы систематически менялись приёмы и способы познавательной деятельности учащихся.

Шестое условие связано с диагностикой, т.е. возможно более полной и объективной оценкой результатов деятельности учащегося по усвоению знаний, умений и навыков и его продвижения в своём развитии. На невозможность активизации процесса учения без непрерывного определения уровня знаний умений учащегося указывается многими учёными.

Седьмое условие – это обязательная дифференциация учебного материала в соответствии с различным уровнем готовности учащихся к учению и индивидуализация обучения на всех этапах учебного процесса в зависимости от различного темпа учебной деятельности учащихся одной группы. Если учебную проблему систематически решает только небольшая группа «сильных» учащихся, то проблемное обучение будет не только не эффективным, но и нецелесообразным, поскольку основная масса учащихся не получит знаний и развития.

Эффективным может считаться такой процесс обучения, который обусловливает:

– увеличение объёма знаний, умений и навыков учащихся;

– углубление и упрочение знаний, новый уровень обученности и воспитанности;

– новый уровень познавательных потребностей учения;

– новый уровень сформированности познавательной самостоятельности и творческих способностей.

В психолого-педагогической литературе для измерения результатов проблемного обучения используют такие показатели (параметры), как «уровень усвоения» и «уровень обученности». Они важны для определения эффективности, но недостаточны. Поэтому ещё используются внутренне связанные между собой параметры «уровень проблемности» и «уровень эффективности».

Уровень проблемности в обучении определяется двумя основными признаками:

а) степенью сложности проблемных вопросов, задач и заданий, предъявленных учащемуся;

б) степенью полноты этапов (и элементов) процесса проблемного обучения.

Педагогическим показателем эффективности процесса проблемного обучения является степень (уровень) познавательной самостоятельности учащихся.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Сущность проблемного обучения
Проблемное обучение это не абсолютно новое педагогическое явление. История собственно проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода, многие правила которого в педагогике были разработаны Джоном Дьюи. Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х г ...

Анализ результатов реализации программы формирующего эксперимента
Цель: проверка эффективности проведенных мероприятий на формирующем этапе эксперимента. На данном этапе были проведены повторные социзмерения по методикам констатирующего эксперимента. Нами были отмечены положительные результаты. Уровень благополучия семей почти не изменился, только в двух семьях стали меньш ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru