Имеется три общепедагогических показателя наличия познавательной самостоятельности. Кроме того, на каждом процессе учебного процесса, имеющем определённый уровень проблемности, может быть разная степень познавательной самостоятельности учащегося. Она определяется такими психолого-педагогическими качествами учащегося, как:
а) умение «увидеть» проблему и осознать её;
б) умение сформулировать или переформулировать проблему;
в) умение выдвигать предположения и гипотезы;
г) умение обосновывать и доказывать выдвинутые гипотезы;
д) умение применять на практике найденный способ решения учебной проблемы. Все эти показатели характеризуют уровень интеллектуального развития учащегося.
Создавая проблемные ситуации, преподаватель должен находить приёмы усиления познавательного интереса учащихся к проблеме. Важными путями такого усиления является связь с жизнью и межпредметные связи. При этом имеются два наиболее эффективных способа (приёмов может быть много) формирования познавательного интереса к учебной проблеме:
а) воздействие на эмоции и чувства учащегося;
б) раскрытие жизненной (практической) значимости проблемы;
Но каждый учащийся воспринимает проблему соответственно своему уровню подготовки. Педагогическая практика показывает, что создание проблемной ситуации и её осознание учащимися возможно при изучении почти любой учебной темы, так как в большинстве случаев можно поставить перед учащимся проблемный вопрос для самостоятельного решения. Именно в этом, т.е. прежде всего в создании проблемных ситуаций, проявляется мастерство учителя. Подготовленность учащегося к проблемному учению определяется, прежде всего, его умением «увидеть» выдвинутую преподавателем проблему, сформулировать её, найти пути решения и решить самыми эффективными приёмами.
Проблемное обучение возможно применять для усвоения обобщенных знаний – понятий, правил, законов, причинно-следственных и других логических зависимостей. Оно нужно тогда, когда ставится задача специального обучения учащихся приемам и способам умственной деятельности, необходимым при добывании знаний и решении поисковых задач.
Проблемными, как правило, являются первые уроки любой темы, ибо они содержат в себе новые по сравнению с ранее изученным теоретические и практические положения.
Проблемное обучение обладает рядом достоинств.
Проблемное обучение при правильной его организации способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задумываться искать выход из проблемной ситуации затруднения); самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и т.д.); развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного нестандартного решения). Проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и на долго запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации).
Проблемное обучение вооружает учащихся методами познания окружающей действительности, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе.
Другие статьи:
Представление детей младшего школьного возраста о правовых отношениях
Исследование проводилось на базе МСОШ №1 города Тейково, в котором принимали участие десять учащихся третьего класса. На диагностическом этапе была проведена анкета, с целью выяснить, какие права дети знают, могут ли они объективно оценивать надобность прав, знают ли дети свои права и права своих родителей. ...
Совместная деятельность ДОУ с родителями по формированию здорового образа
жизни детей
Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и ...