Взаимодействие социальной работы и педагогики

Педагогика как наука » Взаимодействие социальной работы и педагогики

Страница 2

Сторонники свободного воспитания в отечественной социальной педагогике считают, что базовую основу профессиональной компетентности любого социального работника составляют этические, нравственные, психолого-педагогические характеристики. Подобные убеждения вытекают и из прогрессивных отечественных традиций педагогики среды конца XIX – начала XX вв., идей, получивших свое дальнейшее развитие в социально-педагогической практике. Разделение всей сферы деятельности социальных служб на социально-педагогическую и социальную работу они считают сегодня устаревшим и неправомерным. Между этими дефинициями, согласно их точке зрения, существует другая зависимость. Общепризнанность определяющей роли психолого-педагогической обеспеченности социальной работы как профессии в целом, так и конкретного социального работника в частности предполагает, во-первых, непременное наличие в формирующейся системе социальных служб, в социальной работе как единой профессии – базовой интегративной основы, социально-педагогического фундамента (носителем функций которого выступает социальный педагог) и, во-вторых, развитие социально-педагогической науки, которое как бы «очеловечивает», педагогизирует социальную работу. В данном случае преобладает естественнонаучный образ мышления, рассмотрение психологии человека через призму отражательных возможностей его мозга, а не через призму существующих культурных алгоритмов, имеющих искусственную природу, но тем не менее способных порождать определенную социальную психологию: религиозную, нравственную, общинную и т.д. В основе этой психологии лежит соответствующая культурная норма, а не особенности мышления, памяти, воли, восприятия и ощущения человека. Такой подход предполагает, с одной стороны, опору на интегративную целостную концепцию человека, ориентирующуюся на установление междисциплинарных связей между науками, изучающими человека, а с другой – на осмысление социокультурной природы этих взаимосвязей, поддерживаемых и закрепляемых традицией, спецификой образа жизни и деятельности и находящих отражение в самой сущности человека, особенностях его личности. Считается, что воспитание, политика, идеология и мораль, государство и общественность связаны в единое целое, и это целое исследуют социальные работники. Тесная связь с жизнью, изучением конкретного опыта социальной работы, его глубокое осмысление и теоретическое обобщение является непременным условием работы социального работника и соответствующих социальных служб, основной задачей которых является совершенствование путей, средств и методов решения вопросов социальной политики государства.

Однако социальная политика государства и социальные проблемы отдельной личности, связанные с ее социализацией и индивидуализацией, жизненным самоопределением и т.д., далеко не всегда решаются в одной плоскости. Нередко отношения между ними носят конфликтный характер, при этом сам конфликт иногда обретает форму антагонистического, а антагонизм отношений не всегда можно подвести под категорию осуждаемого всем обществом девиантного поведения. Государство далеко не всегда выражает интересы всего общества более полно, чем отдельно взятая личность. Социальная работа может осуществляться с позиции как личности (обретает формы благотворительной опеки, милосердия, гуманизма и т.д.), так и интересов государства (прибегает к различным формам насилия, манипуляции сознанием, идеологического и психологического диктата). Социальная справедливость при этом может обретать совершенно различное содержание в зависимости от позиции каждой из сторон. К тому же социальная работа охватывает все формы жизнедеятельности человека, в то время как социальная педагогика ориентирована лишь на развитие личности и индивидуальности человека, его сознания и самосознания, коллективных и индивидуальных бессознательных установок. Социально-педагогические проблемы всегда предстают как проблемы личности, а не государства или гражданского общества. Интересы клиента здесь превыше всего, а их оценка считается правомерной лишь с позиции общечеловеческих ценностей. Социально-педагогическая деятельность при этом – необходимое условие гуманизации социальной работы.

В большинстве стран Европы и Америки, Азии и Африки социальная работа как личностная служба помощи людям развивается уже не один десяток лет. Фактически она родилась еще в конце XIX – начале XX в. и имеет глубокие исторические корни. В России, Беларуси и Украине, например, она имеет глубокие традиции милосердия и общественного духа, сотрудничества, социальной заботы, взаимопомощи, фактически распределяясь между воспитателями и практическими психологами, работниками культуры, здравоохранения и спорта, органами социального обеспечения и охраны порядка, различными общественными организациями и формированиями. Здесь она в большей мере развивалась как бы изнутри, неофициально, снизу, непосредственно на местах, где формировались и совершенствовались различные модели социальной защиты людей, формы и методы практической социальной работы, проводились научные исследования в этой области, и таким образом закладывались теоретические основы этой специфической области научного знания и социальной работы как самостоятельной профессии. Необходимость в этой профессии диктуется тем, что на каждом историческом этапе социально-экономического и духовного развития общества его системообразующие структуры – территориально-экономическая целостность, духовная общность и социальная политика – находятся, как правило, в относительно динамическом равновесии. Нарушение этой гармонии на нынешнем переходном этапе сопровождается существенными противоречиями и изменениями в различных сферах микро- и макросоциума. Ослабить эти противоречия, помочь преодолеть кризисные явления в духовной жизни общества, семьи, отдельного человека и призваны различные формы социальной работы, в том числе и социально-педагогической.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Особенности старшего школьного возраста и их учет в организации классного коллектива
Одним из условий обеспечивающих эффективность педагогического управления развитием коллектива старшеклассников является учет педагогом возрастных особенностей учащихся. Старший школьный возраст (ранняя юность) охватывает период развития детей от 15 до 17 лет. К концу этого этапа завершается характерный для п ...

Зрительное восприятие как сложная функциональная система
Представление о зрительном восприятии как о сложном системном акте базируется на теории функциональных систем П.К. Анохина, теории психофизиологических основ психических процессов Б.М. Теплова и Е.Н. Соколова, теории развития высших психических функций Л.С. Выготского, теории единства обучения и психического ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru