Взаимодействие социальной работы и педагогики

Педагогика как наука » Взаимодействие социальной работы и педагогики

Страница 6

Основные изменения социальной действительности в регионах радиоактивного загрязнения территории, так или иначе, связаны со значительным сужением рамок традиционной социально-экономической деятельности людей в результате установления регламентации их отношений с природой. Существенно изменился сам образ их жизни и способы удовлетворения своих основных потребностей в результате оказываемой помощи населению со стороны государства.

Особенно возросла роль различных форм социальной работы в связи с переходом к рыночным отношениям и новой системе ценностей. Коренная смена всего образа жизни и привычных стереотипов мышления привела многих людей в замешательство и вызвала среди них растерянность. В сложившихся условиях социальная работа все больше превращается в важнейший фактор социальной консолидации общества и культурного возрождения, преодоления всеобщей унификации общественной жизни, развития региональных моделей в социуме в единстве всех взаимосвязанных компонентов: воспитания, развития, социализации личности и ее социальной защиты.

Различия социальной педагогики как выражения социокультурной деятельности и метода социальной работы отражают, прежде всего, различия между человеком вообще и его личностью как социальным качеством человека. Социальная работа ориентирована прежде всего на обеспечение нормальных условий жизнедеятельности человека и его личности. Социальная педагогика имеет дело с процессом становления и развития личности через социализацию индивида, ее воспитание, образование, духовное развитие. При этом формы и методы социально-педагогической деятельности во многом зависят от того, что понимается под личностью или социальными качествами человека: совокупность общественных отношений, в которые он включен, эффект межгруппового взаимодействия, духовная суть человека, выполняемые им социальные роли и функции, соотношение сознательного и бессознательного начала, самосознание человека или что-то другое. В связи с этим в развитии социальной педагогики всегда отводилась определяющая роль социологии воспитания, социологии образования, педагогической социологии, этносоциологии и т.д., которые были призваны ответить на эти вопросы. Именно они определяли соответствующие формы и методы социально-педагогической деятельности. Поскольку в нашей стране этим видом деятельности занимаются в основном школьные учителя, имеющие главным образом психолого-педагогическую подготовку, а социологи имеют слабую подготовку в области педагогической деятельности и практической социальной работы, возникают серьезные проблемы не только в определении адекватных ситуаций, времени, форм и методов, но и в развитии теории и практики этой науки. Чаще всего социальная педагогика воспринимается не как вид социокультурной деятельности, имеющей в основном символическую природу, а как особая разновидность психолого-педагогической практики, основанной на отражательных способностях психики человека. Этим, в частности, объясняется совершенно неоправданное использование в социально-педагогической практике психологических форм и методов работы, абсолютизация роли психолого-педагогического эксперимента. Положение дел еще больше усугубляется отнесением социальной педагогики к общей педагогике на уровне научной специализации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Другие статьи:

Организация и порядок проведения практики
Преддипломная практика проводится в конце пятого курса обучения (10 семестр) и составляет 8 недель. Организация и учебно-методическое руководство преддипломной практикой студентов осуществляются выпускающей кафедрой. Ответственность за организацию практики на предприятии возлагается на специалистов в области ...

Исторические предпосылки педагогических идей Януша Корчака
Конец XIX начало XX века в Европе характеризовался очередным витком подъёма педагогической «революционной» мысли. Педагогические идеи этого периода в своей основе не были принципиально новыми, они базировались на платформе гуманистической педагогики, подготовленной ещё философами античной эпохи. Идеи гуманиз ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru