Взаимодействие социальной работы и педагогики

Педагогика как наука » Взаимодействие социальной работы и педагогики

Страница 3

Однако включение социально-педагогических методов в структуру социальной работы с населением вовсе не означает отождествление профессии социального работника и социального педагога. Тем более это не может быть достаточным основанием для отождествления социальной работы и социальной педагогики как двух самостоятельных наук, имеющих различный предмет своего исследования и свои специфические закономерности. Совершенно очевидно, что социальная работа является весьма многопрофильной и далеко не исчерпывается социально-педагогической деятельностью и методологическим обеспечением со стороны педагогической науки. Она опирается на свои собственные разработки. Предметом исследования социальной работы как науки являются социальные процессы, закономерности и тенденции их развития под влиянием психолого-педагогических, социально-педагогических, экологических, экономических, организационно-управленческих, медико-социальных и других факторов. Предметом же исследования социальной педагогики являются, прежде всего, процессы образования и воспитания, социального познания и социального поведения, социального развития личности. Все, что выходит за рамки этих областей действительности, не может считаться предметом педагогической науки.

Социально-педагогическая специализация предполагает акцентирование внимания на социокультурной деятельности, процессах становления и развития личности как субъекта культуры, политики, экономики, познания. Социальная работа – это, прежде всего работа по обеспечению нормальных условий жизнедеятельности личности. Личность в большей мере рассматривается как объект материальной и духовной культуры. Проблемы социализации, или включения в культуру, здесь играют гораздо большую роль, чем проблемы индивидуализации, становления и развития свободы самовыражения личности, превращения ее в активного субъекта познания, политики, культуры.

Фактическое смешение функций социального педагога и социального работника в российской и белорусской социально-педагогической практике общеобразовательных и других школ произошло в связи со стремлением превратить школу в центр социальной работы микрорайона. Этому во многом способствовало обобщение и распространение опыта временного научно-исследовательского коллектива «Школа – микрорайон» на базе лаборатории взаимодействия семьи, школы и общественности в воспитании учащихся по месту жительства Института общепедагогических исследований РАО под руководством В.Г. Бочаровой.

В Республике Беларусь экспериментальная проверка эффективности этого опыта была осуществлена на базе общеобразовательной школы №16 г. Бобруйска и Дулебской неполной средней школы Березинского района Минской области. Здесь школа была превращена в своеобразный центр регулирования социальной жизни не только своей деревни, но и целого сельского микрорайона на уровне сельского совета. Исходным пунктом деятельности этого центра явилась ориентация на непосредственный характер процесса формирования и развития личности в результате ее постоянного общения с близким окружением. Педагогизация социальной среды стала рассматриваться как важнейшая проблема социальной педагогики, а социализация личности – как предмет социальной педагогики. Тем самым произошло фактическое отождествление социальной педагогики и социальной работы.

В эксперименте участвовали семейный социальный педагог, организатор свободного времени, социальный педагог личностного уровня, социальный психолог, социальный воспитатель, социальный педагог-организатор работы с одаренными детьми дошкольного возраста, социальный врач-педагог, социальный педагог культурного досуга, социальный дворовый педагог, социальный педагог профессиональной ориентации и социальной адаптации, социальный педагог по предупреждению правонарушений несовершеннолетними и ряд социальных педагогов и социальных работников другой направленности.

Исходя из представлений о социальной педагогике как профессии работы в социуме, внимание было сосредоточено на всех аспектах и направлениях социальной работы. В школе были созданы кабинет социального педагога, товарищество общественных помощников школы, служба социальной помощи населению, культурно-оздоровительный и информационно-правовой центры, комната доверия. Школа тем самым была превращена в своеобразный центр регулирования социальной жизни не только своей деревни, но и целого сельского микрорайона на уровне сельского совета. Исходным пунктом деятельности этого центра явилась его ориентация на непрерывный характер процесса формирования и развития личности в результате ее постоянного общения с ближайшим окружением. Учитывалось также, что общение в различных сферах микросоциума – это не только межличностное воздействие, но и определенная система социокультурных отношений. Основным источником развития культуры и преобразования общественных отношений провозглашался сам человек. Не производственные отношения сами по себе, не экономический базис и идеологическая надстройка, не культурные традиции и не особенности социальной среды определяют взаимодействие личности и социокультурной среды ее жизнедеятельности, а уровень социокультурного развития самого человека, структура его потребностей и интересов, ценностных ориентации, убеждений, жизненных принципов и т.д., позволяющих осуществлять национально-этническое, социально-политическое, экономическое и иные виды самоопределения. Поэтому прежде всего школьников необходимо было включить в непосредственный процесс этой жизнедеятельности: личность в среде, личность в ситуации, личность в семье.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Подходы к изучению программирования
Рассмотрим два подхода к изучению языка программирования: формальный и "программирование по образцу". Первый основан на формальном (строгом) описании конструкций языка программирования тем или иным способом (с помощью синтаксических диаграмм, или формального словесного описания, в частности, семант ...

Описание диагностических материалов по исследованию проблемы социальной адаптации детей младшего школьного возраста
С целью изучения проблемы социальной адаптации детей младшего школьного возраста нами были использованы диагностические методики: методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («Социометрия»); тест "Рисунок семьи"; тест "Дом. Дерево. Человек"; опросник для родителей. «Психол ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru