Проблемы патриотического воспитания в условиях современного российского образования

Педагогика как наука » Патриотическое воспитание в средних общеобразовательных школах » Проблемы патриотического воспитания в условиях современного российского образования

Страница 1

В России патриотическое воспитание всегда входило в область важнейших государственных интересов. Важностью патриотического воспитания для нынешней России объясняется издание постановления Правительства РФ от 11.07.05 № 422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»». Основная цель программы заключается в совершенствовании системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан РФ высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению Конституционных обязанностей.

Патриотическое воспитание детей и молодёжи считается приоритетным направлением программы, при этом акцент делается на осуществление в образовательных учреждениях совместной воспитательной работы школы, семьи, других учреждений и общественных организаций. «Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество – всё равно в чём: в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпимости, в смелости», – писал А. С. Макаренко.

В настоящее время сложились основные направления работы:

· приобщение к боевым и трудовым традициям народ, Российской и Советской Армии,

· разъяснение истоков героизма и самоотверженности нашего народа;

· воспитание у учащихся гордости за подвиги разных поколений защитников Отечества и стремления подражать им;

· формирование ряда социально-психологических, волевых и интеллектуальных качеств, позволяющих безупречно нести службу на благо Отечества, в том числе и сложную воинскую службу в мирное время, успешно выполнять боевые задачи в условиях войны (трудолюбие, дисциплинированность);

· формирование у учащихся основ военных знаний, военно-профессиональных и военно-технических умений и навыков, которые необходимы для успешного овладения оружием и современной боевой техникой в короткие сроки после призыва в вооружённые силы.

Однако нельзя не упомянуть и множество проблем, возникших, во многом из-за резкой смены официальной идеологии государства, и, соответственно, поменявшихся взглядов на концепцию патриотического воспитания в нашей стране.

Во-первых, Демилитаризация школы, которая идет несколько успешнее демократизации, убрала из учебных планов курс начальной военной подготовки, обязательные «Зарницы» и «Орлята», хотя и сохранила в лексике учителей и администрации «вооружение знаниями». Еще совсем недавно можно было сказать только «военно-патриотическое воспитание», так как патриотизм ассоциировался только рядом с образом врага. Патриотическое воспитание, как и нравственное, невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм, которые уместны в военном училище и чужеродны в общеобразовательной школе. Однако многие общеобразовательные школы до сих пор сводят всё патриотическое воспитание к проведению подобных мероприятий, игнорируя прочие направления в данной области.

Во-вторых, наблюдается неоправданное пренебрежение многими российскими школами краеведческой работой – как урочной, так и внеурочной. Главным методологическим принципом патриотического воспитания учащихся должно быть познание и осознание ими своей Малой Родины. Не случайно ведь в дореволюционной России в школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение». В толковом словаре В.И. Даля читаем: «Краеведение — это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности — природы, хозяйства, истории, быта людей — преимущественно местными школами» Вклад краеведов во многие науки трудно переоценить. Разгромленная в 1929 г. большевиками краеведческая наука вновь заняла в жизни общества достойное место. Ведь без комплексного, всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно формирование патриотической культуры.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Особенности коммуникативной сферы студентов ФВСО
При анализе особенностей коммуникативной сферы было выяснено, какая манера поведения более свойственна студентам: Рис 13. Особенности коммуникативной сферы студентов Большинство респондентов (рис. 13) занимает активную жизненную позицию - предпочитают быть в центре коллектива – 53% опрошенных, однако при это ...

Развитие музыкальных способностей как педагогическое средство управления творческих способностей
Важнейшей в теории способностей является проблема их развития. С.А. Рубинштейн писал, что вопрос способностей должен быть слит с вопросом развития. Развитие человека в отличие от накопления опыта, овладения знаниями, умениями, навыками, - это и есть то, что представляет собой развитие как то новое, в отличие ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru