Методика преподавания психологии для дошкольников

Педагогика как наука » Развитие воображения у дошкольников на занятиях по психологии » Методика преподавания психологии для дошкольников

Страница 1

Детский практический психолог, работая в образовательном учреждении, имеет дело с детьми разного возраста. На его глазах они переходят с одной возрастной категории в другую. Помочь этому переходу – одна из сложнейших задач психолога. Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.

На всех возрастных этапах основным положением является ориентация содержания психологического образования, его форм и методов на социальную ситуацию развития, ведущую деятельность, личностную сферу детей.

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) приносит ребенку новые потенциальные достижения. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми и сверстниками, а также через игры, в которые ребенок играет со своими сверстниками.

Основные задачи психолога, работающего с детьми дошкольного возраста, связаны с психическим сопровождением естественного развития ребенка, которое включает развитие основ произвольности психических процессов у детей и тренировку психических процессов и функций.

Содержание психологического образования детей дошкольного возраста строится с учетом нескольких условий. Рассмотрим эти условия:

1 учет возрастных психологических особенностей детей и использование понятного для них языка;

2 знакомство детей с основными нравственными понятиями (например: о Добре и Зле, о Дружбе, Честности и т.д.);

3 усвоение детьми базовых психологических понятий (познавательные психические процессы – «Как мы видим, слышим, трогаем?», эмоциональные состояния – «Почему мы грустим?», личность – «Моя визитка»);

4 формирование у детей умения описывать словами эмоциональные состояния, уметь слушать других, говорить приятное детям, радовать близких, доводить начатое дело до конца, помогать товарищу, наблюдать за природой, стремиться стать лучше в понимании ребенка.

В воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста важное значение имеют все факторы воздействия на ребенка, а именно, как семейное воспитание, так и воспитание в условиях дошкольного учреждения.

Следует помнить, что психологическое влияние на развитие детей не заключается только в воздействии на построение внутренней личностной структуры. Важно отметить и значимость влияния психолога на развитие всех характеристик человека, в том числе и физических, так как все действия (бездействия) человека напрямую зависят от его психических характеристик, от состояния психики личности на данный момент. Исходя из этого, можно отметить и важную роль, оказываемую именно психологом, на развитие качеств человека.

Педагогам необходимо грамотно и пропорционально распределять не только физические, но и психические нагрузки на растущий организм дошкольника. В этом случае особую роль приобретает наличие в дошкольном учреждении детского психолога, который и будет направлять и формировать работу с детьми именно в соответствии с развитостью психических характеристик и ориентиров дошкольников. Детскому психологу необходимо соотносить свои действия с основными направлениями психофизического развития ребёнка. Прежде всего, это особенности развития внимания у дошкольников. Внимание – это познавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект или явление, в результате чего они отражаются полнее. По данным психологических явлений, максимальная длительность игры у ребенка, которому 1,5 года составляет 14 минут, а к 6 годам она возрастает до полутора часов. В тоже время установлено, что дети 6 лет способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут. В 3 года ребенок за 10 минут игры отвлекается примерно 4 раза, а уже в 6 лет – всего лишь 1 раз. Также установлено, что устойчивость внимания у сдержанных, уравновешенных детей в 1,5 – 2 раза выше, чем у легко возбудимых.

У детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) следует развивать способность как можно больше удерживать внимание на одном и том же объекте, а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой. А также, для того, что бы дошкольник был более внимательным, психологу нужно научить его подчинять свое внимание сознательно поставленной цели и видеть в предметах малозаметные, но очень существенные свойства. У ребенка 5 лет устойчивость и концентрация внимания еще очень низкая, но уже к 6 – 7 годам она значительно увеличивается. Устойчивость внимания существенно повышается, если ребенок активно взаимодействует с объектом, например, хорошо рассматривает его и изучает, а не просто смотрит. Поэтому детям нужно дать возможность как можно больше пользоваться предлагаемыми на занятии материалами.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Мышление подростка
Для подростка все большее значение начинает приобретать теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире - в системе исторически обусловленной реальности человеческого существования. Он психологически погружен в реальности предметного мира, образно- ...

Научные основы методики звукопроизношения
Русский язык обладает сложной звуковой системой, поэтому на него обращают внимание многие исследователи, которые занимаются теорией звучащей речи. Именно на основе анализа звукового строя языка создается база для теоретического осмысления процессов, происходящих в языке. Ученые характеризуют звуковые единицы ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru