Методика преподавания психологии для дошкольников

Педагогика как наука » Развитие воображения у дошкольников на занятиях по психологии » Методика преподавания психологии для дошкольников

Страница 2

Воображение – это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося опыта, способ овладения человеком сферой возможного будущего. Главной особенностью воображения является то, что оно позволяет принимать решение и находить выход даже при отсутствии знаний, которые в таких случаях необходимы мышлению. Говоря другими словами, воображение помогает «перепрыгнуть» через какие то этапы мышления и представить себе конечный результат. Поэтому, воображение является одним из направлений работы на занятиях по психологии.

Наблюдательность – один из важных компонентов интеллекта человека. У наблюдательности есть две, очень важные особенности: - она проявляется в результате внутренней умственной активности, когда человек старается познать, изучить объект по собственной инициативе, а не по указанию; - наблюдательность тесно связана с памятью и мышлением. Для того, что бы замечать в объектах малозаметные, но существенные вещи нужно необходимо многое помнить об аналогичных объектах, а также уметь сравнивать и выделять их общие и отличительные признаки. Дошкольники уже многое замечают, и это помогает им познавать окружающий мир, но более высокому уровню наблюдательности нужно еще учиться и учиться. Наблюдательность нужно развивать в тесной связи с памятью и мышлением. Тренировка наблюдательности актуальна при занятиях с детьми физической культурой, так как большинство образов, приводимых педагогом на занятиях для развития интереса у детей, требует как раз активного включения наблюдательности.

Развитие мышления также является задачей, которая решается на занятиях по психологии. Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов ( анализа, синтеза, суждений и т.д.). Существует 3 вида мышления:

1 наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования (например: игрушками) – интенсивно развивается с 3 – 4 лет. Ребенок постигает свойства предметов, учится оперировать ими, устанавливает отношения между предметами и решает самые разные практические задачи.

2 наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений) – это более сложная форма мышления и развивается она на основании наглядно-действенного мышления.

3 словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений) – развивается к 6 – 7 годам и связано с использованием и преобразованием понятий.

Роль памяти в развитии дошкольника имеет важное значение. С ее помощью ребенок усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. В зависимости от цели деятельности память делят на произвольную и непроизвольную. Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Детям дошкольного возраста в основном свойственна имена эта разновидность памяти. Ребенок не ставит перед собой задачу что-либо запомнить. Произвольная память – это мнемическая деятельность, специально направленная на запоминание какого-нибудь материала, предполагающая самостоятельную постановку цели запомнить и вспомнить этот материал.

Таким образом, анализ направлений развития факторов влияния на особенности восприятия дошкольником окружающего мира подтверждает значимость работы дошкольного психолога по организации и совершенствованию у детей вышеуказанных сторон развития восприятия. Памяти, мышления, эмоциональной сферы, тем самым знакомя старших дошкольников с удивительным миром психологии. Включение детей в различные игры поможет сформировать у дошкольников необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки, дать детям возможность познать свои сильные стороны и научиться опираться на них в процессе учебных занятий, а также, предоставить детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представления о способах их развития, или приспособления к ним. Такие условия создаются за счет достаточно длительной целенаправленной групповой работы в форме психологических уроков, развивающих занятий. Психолог часто использует рисунки детей для диагностики и коррекционной работы с ними. Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира.

Занятия с детьми должны строиться, в большей степени, в игровой форме, так как игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

В игре формируются универсальные генетические предпосылки учебной деятельности, такие, как функция обобщения, воображение и фантазия, идеальный план действия, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу и т.д. Игра способствует произвольному и волевому развитию ребенка, а именно:

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Задание на практику
Задание на практику по введению в специальность выдается каждому студенту индивидуально преподавателем — координатором практики, который является ведущим лектором курса «Введение в специальность». В задании указано, кто будет непосредственным руководителем практики — преподаватель, его полные фамилия, имя и ...

Характеристика сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца и педагогов ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru