Развитие воображения у дошкольников

Страница 1

Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно-ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до ее начала. Процессам воображения характерен аналитико-синтетический характер. Образы создаются с помощью сочетания различных элементов, сторон предметов и явлений, причем сочетаются не случайные черты, а соответствующие замыслу. Иначе говоря, воображение – это отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. Бывает пассивное и активное воображение. Их различают по степени активности. Также, в зависимости от самостоятельности и оригинальности воображение делится на творческое и воссоздающее. Воссоздающее воображение направлено на создание образов, которые соответствуют описанию. А творческое воображение – это создание новых образов. Еще воображение можно разделить на преднамеренное и непреднамеренное. По этому критерию воображение разделяют в зависимости от наличия сознательно поставленной цели создать образ.

В качестве предпосылок развития воображения выступают представления, которые присущи ребенку на втором году жизни. Примерно в возрасте 1,5 года ребенок уже узнает изображенное на картинке. Но рисунок никогда не бывает абсолютной копией зафиксированного в прошлом опыте предмета. Этот рисунок выделяет самое существенное в реальном объекте и выступает его знаком. И именно воображение помогает воспринять изобразительный знак. Воображение достраивает то, чего не хватает на картинке и что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При таком узнавании ребенок не достраивает ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс. Показателями того, что ребенок представляет передаваемые в речи события, являются реакция сосредоточения и адекватные эмоции.

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого человека. Нам кажется, что воображение ребенка очень богатое, но на самом деле это не так. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти, а у детей дошкольного возраста знаний и представлений еще недостаточно. Отсутствие такого знания можно назвать и недостатком и достоинством детского воображения. Ребенок легко объединяет разные представления и некритически относится к полученному результату. Такое явление очень заметно у детей младшего дошкольного возраста (три – четыре года).

В реальности дошкольник не создает ничего нового, но для самого ребенка характеристика новых образов имеет большое значение. До пяти – шести лет, т.е. на протяжении практически всего дошкольного возраста, у детей отсутствует замысел или он очень неустойчив и легко разрушается. Для взрослого человека мечта выступает в качестве так называемого побудителя к действию, а у дошкольников комбинации образов бесперспективны. Он фантазирует только для того, что бы фантазировать. Ребенка привлекает сам процесс создания новых ситуаций, событий, персонажей. И весь этот процесс имеет яркую эмоциональную окрашенность.

Воображение, которое только начинает развиваться имеет неразрывную связь с предметом. В этом случае предмет выступает в качестве опоры. Ребенок трех – четырех лет, в игре, не может вообразить действие с предметом. Он не может переименовать предмет, если не действует с ним. Ребенок представляет стул кораблем только тогда, когда действует с ним. Например: увидел белый халат – стал играть в больницу, увидел весы – стал «продавцом». Для младших дошкольников в игре опорой выступают игрушки, а вот для средних и старших – является выполнение взятой на себя роли.

Воображение ребенка развивается и постепенно переходит к игровому действию с предметом, которого в реальном мире не существует. В игре ребенок придает предмету новый смысл и представляет действие с ним в уме, без реального действия. В этом случае игра происходит полностью в плане представления.

Примерно, к 4 – 5 годам у детей возрастают творческие проявления в деятельности. В первую очередь это проявляется в игре. А также в ручном труде и при рассказе и пересказе. У дошкольников в пять лет начинают появляться мечты о будущем. Приведем такой пример: Даша (5 лет 3 месяца) хочет быть феей и объясняет свое желание тем, что у феи есть крылья и она сможет летать как самолет. И может полететь по небу в Симферополь к бабушке. Мама тоже полетит. Надо прикоснуться волшебной палочкой к ее плечу, и у нее будут крылья.

Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, которая направлена на преобразование окружающего мира. Теперь опорой для создания образа служат не только реальные объекты, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления. Ребенок сочиняет сказки, продолжающиеся истории.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Развитие музыкальных способностей как педагогическое средство управления творческих способностей
Важнейшей в теории способностей является проблема их развития. С.А. Рубинштейн писал, что вопрос способностей должен быть слит с вопросом развития. Развитие человека в отличие от накопления опыта, овладения знаниями, умениями, навыками, - это и есть то, что представляет собой развитие как то новое, в отличие ...

Научные основы методики звукопроизношения
Русский язык обладает сложной звуковой системой, поэтому на него обращают внимание многие исследователи, которые занимаются теорией звучащей речи. Именно на основе анализа звукового строя языка создается база для теоретического осмысления процессов, происходящих в языке. Ученые характеризуют звуковые единицы ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru