Развитие воображения у дошкольников

Страница 2

Тем не менее, воображение дошкольника по-прежнему остается непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно поразило ребенка, увлекло, взволновало.

Рост произвольности воображения проявляется у дошкольников в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Очень часто у младших дошкольников замысел рождается только после того, как действие выполнено. Несмотря на то, что дети фантазирую с удовольствием, у них до 5 лет создание новых образов происходит непреднамеренно. Поэтому на просьбу «придумай сказку» можно получить отрицательный ответ. Это объясняется тем, что дети еще не умеют руководить своим воображением.

По увеличению продолжительности игры на одну и ту же тему и по устойчивости ролей можно сделать вывод, что у детей возрастает целенаправленность воображения. Дети 3 – 4 лет (младшие дошкольники) играют 10-15 минут, средние дошкольники (4 – 5 лет) уже играют 40-50 минут, а старшие дошкольники (5-6 лет) могут увлеченно играть несколько часов и даже дней. У старших дошкольников игровые замыслы относительно устойчивы и дети часто осуществляют их до конца. Они уже способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируют процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.

Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план их реализации.

Когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение тому или иному факту действительности, то тут включается воображение. Значит, можно сказать, что воображение возникает в ситуациях неопределенности.

Реалистический подход к фантастике в сказке возникает в дошкольном возрасте. Дети 3 – 4 лет не отличают возможное от невозможного. Они соглашаются с любым замыслом, смешивая реальные и сказочные события. Но с расширением опыта детей происходит рост критического отношения к образам воображения. Они начинаю понимать, что в сказке не все возможно.

Дошкольники уже понимают логику жизненных связей и стараются следовать ей. Например: ребенок отказывается съесть сначала третье блюдо, а потом первое. И объясняет он это тем, что так не бывает.

В возрасте 5 - 6 лет дошкольники начинают создавать воображаемые миры. Например: ребенок придумывает себе друга, который участвует во всех его играх и вместе с которым ребенок как будто переживает приключения. Часто, дети и более младшего возраста рассказывают о вымышленных, но вполне реальных событиях в своей жизни. При этом они утверждают, что им купили собаку или котенка, отпустили одних в магазин и т.д. Причина таких фантазий скрывается в личностных проблемах ребенка. Поэтому их появление серьезный повод для взрослого задуматься. Какие потребности ребенка не удовлетворяются, о чем он мечтает и к чему стремится, какими видит свои отношения со взрослыми и сверстниками.

В раннем детстве ребенок просто дополняет воспринимаемое тем, что было в прошлом. У детей 3 – 4 лет воображение носит воспроизводящий характер, а его образы совпадают с образами памяти. Такой характер воображения часто встречается у детей белее старшего возраста. В этом случае фантазирование определяется как воспоминание о прошлых событиях. Таким образом, сюжеты детских сказок описывают реальные ситуации из жизни ребенка. Например: Сергей 4 года 3 месяца, «Жил большой Дик. Вот Дик на всех рычал, на дядю рычал страшно. А под крылечком жили котятки. И он них тоже рычал. И все боялись его. Он такой большой и черный, и еще быстро бегает… всегда за котятками».

А вот творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, которые они используют в игре. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются именно в дошкольном возрасте.

Самым распространенным приемом в словесном творчестве является создание ситуаций с помощью наделения персонажей реалистическими действиями. Дошкольник включает героев в человеческие жизненные ситуации, присваивая им человеческие мысли, чувства, поступки.

Приемом антропоморфизации – одушевления предметов дети часто пользуются при создании образов, так как постоянно встречаются с ним при слушании сказок. Еще один прием, которым также пользуются дошкольники, называется агглютинация. Этот прием является более сложным. И суть его состоит в том, что ребенок, создавая, новый образ, соединяет в нем несоединимые стороны разных объектов.

Дошкольники очень легко соединяют образы полученные ими из разных источников. Именно поэтому придуманные ими сказки очень часто носят причудливый характер.

Основные особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

воображение приобретает произвольный характер и предполагает создание замысла, его планирование и реализацию;

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Личностно-развивающий потенциал урока как предмет специальной проектировочной деятельности учителя
Он реализуется с учетом возрастных особенностей школьников. Итак, урок может содержать в себе: - включение в содержание урока специально подобранного материала, позволяющего ученикам выразить свое отношение к изучаемому; - организация деятельности учащихся, имплицитно содержащая возможность рефлексии, самооц ...

Экспериментальное исследование по проблеме развития сюжетно-ролевых игр детей подготовительной к школе группы
Согласно теории видного отечественного психолога Д.Б. Эльконина, именно внутри ролевой игры происходит наиболее интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ребенка. Дошкольники, имеющие развитые игровые навыки в соответствии со своим возрастом, имеют адекватный уровень развития произвольного внима ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru