воображение становится особой деятельностью и превращается в фантазирование;
ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
Руководство развитием воображения.
Возникновение и развитие воображения – социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения.
Для дошкольников, игровая деятельность является мощным стимулом воображения. Выполнение роли, развитие сюжета побуждают ребенка перекомбинировать известные события, создавать новые и дополнять собственные впечатления. Во время перевоплощения в разных персонажей ребенок имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных сторон.
В предметной среде ребенка должны быть не только знакомые для него предметы с закрепленными функциями, но и предметы неспецифические, полуфункциональные – бросовый материал, к которому относятся коробки, катушки, обрывки ткани, бумаги и природный материал (шишки, веточки, желуди). Игра с такими предметами играет важную роль в развитии воображения у дошкольников. Действуя с ними, наделяя их разным значением в разных ситуациях – ребенок активно усваивает замещение. Также необходимо помнить, что развитие воображение тесно связано с освоением законов родного языка. Именно слово дает возможность ребенку представить и преобразовать предмет в его отсутствие.
Собственный опыт дошкольника, богатые представления – создают основу для воображения. Именно поэтому главной задачей взрослого является научить ребенка способам и средствам преобразования, развивать его комбинаторные способности. А также, научит ребенка формулировать различные по степени сложности замыслы и реализовать их прежде всего в продуктивных видах деятельности.
Руководство воображение требует от взрослого создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения и ситуаций, когда решения не определены. Е.Е.Кравцова показала, как меняется позиция взрослого в общении с ребенком в целях развития воображения. В младшем дошкольном возрасте правильнее занять позицию незнающего, неумелого, что бы с помощью реплик и вопросов к ребенку показать, что одна и та же ситуация может иметь несколько вариантов решения. К 4 – 5 годам стимулом становится соревнование со сверстниками, которым руководит взрослый: «Кто придумает интереснее?», «Кто придумает иначе, чем у товарища?» А вот уже для старших дошкольников следует создавать такие условия, что бы он сам встал в обучающую позицию, особенно в отношении младших детей, рассказывая им сказки, организуя игры, показывая инсценировки.
Другие статьи:
Основные формы и методы внеклассной работы по географии
Содержание внеклассной работы определяет ее формы и способы проведения. При выборе форм, помимо содержания, во внеклассной работе учитывают возраст школьников, их интересы, уровень подготовки по географии, наличие свободного времени, реальные материальные возможности (например, при организации походов, экспе ...
Психолого-педагогическая характеристика детей экспериментальной группы
Интеллектуальная недостаточность – термин, который в педагогике применим к различной категории детей с разной степенью выраженности нарушения интеллекта. В нашем исследовании данный термин применим к детям с лёгкой степенью умственной отсталости. Экспериментальная работа была проведена на базе Государственно ...