Анализ программ по подготовке старшеклассников к семейной жизни

Педагогика как наука » Подготовка старшеклассников к семейной жизни » Анализ программ по подготовке старшеклассников к семейной жизни

Анализ программы «Маленькая мама» позволяет выделить ряд противоречивых и спорных моментов. Среди авторов программ преимущественно педагоги, врачи, реже - психологи и методисты. Социологи, демографы, специалисты по социальной работе и специалисты по планированию семьи в разработке программы не принимали участия. Программа «Маленькая мама» предусматривает создание новой альтернативной формы социальной реабилитации и образования несовершеннолетних и их семей, создание эффективной системы профилактики «незрелости» материнства и социального сиротства. Для достижения целей программы предполагается проведение лекций, практических занятий, тренингов, консультаций с педагогом, психологом, юристом, врачом - педиатром, врачом - гинекологом, инструктором трудотерапии, организатором досуговой деятельности. Данная социальная школа предназначена для девочек от 12 до 17 лет и, по мнению авторов программы, необходима для «профилактики социального сиротства, беспризорности, правонарушений и других девиаций несовершеннолетних; охраны репродуктивного здоровья детей, в первую очередь – девочек; оказания социально-медико-психолого-педагогической и правовой помощи; повышения психолого-педагогической грамотности; понимания своих собственных чувств и поведения, а также других людей; подготовке к выполнению родительских обязанностей; получения знаний об основах здоровой семейной жизни, сохранения и укрепления здоровья женщинам и детям, создания условий для рождения желанных и здоровых детей».

Несомненными достоинствами данной программы являются комплексный междисциплинарный и межведомственный подход; социальное партнёрство с учреждениями здравоохранения и образования; создание новой альтернативной формы социальной реабилитации и образования несовершеннолетних и их семей, попавших в социально опасные условия; создание эффективной системы профилактики «незрелости» материнства и социального сиротства; разработка индивидуальной программы для каждой девочки. В проекте заняты педагог–психолог, социальный педагог, инструктор трудотерапии, музыкальный руководитель и организатор досуга, врачи: психиатр, педиатр, нарколог, невропатолог, гинеколог. Программа включает пять этапов, продолжительность программы 1 год.

На наш взгляд, название программы не соответствует ее содержанию: при прочтении названия «Маленькая мама» логично предположить, что целевой группой являются несовершеннолетние матери, хотя предназначена она для девочек от 12 до 17 лет, независимо от того являются ли они матерями или нет.

Одной из основных целей заявлена «охрана репродуктивного здоровья детей, в первую очередь девочек», к сожалению, понятие репродуктивного здоровья мальчиков не упоминается. Таким образом, авторы программы основываются на распространенных в современном обществе гендерных стереотипах: «каждая женщина – потенциальная мать» и «основная функция женщины – репродуктивная, материнство – естественное предназначение женщины», поддерживаемых и транслируемых социальными институтами и общественным мнением. Таким образом, традиционно ответственность за предотвращение беременности возлагается, прежде всего, на женщин, но не в какой степени не относится к мужчинам. Это характерно как раз для тех обществ, где доминируют мужчины. Следовательно, одной из причин трудного отказа от существующих гендерных стереотипов является традиционное мужское доминирование. В настоящее время все западные общества, включая и наше, пытаются его ограничить. Таким образом, бросить вызов патриархатным взглядам - означает предоставить женщинам все права в сфере сексуальности, которыми мужчины пользовались в течение тысячелетий. Именно это вызывает сопротивление тех, кто утверждает традиционные роли как единственно верные способы жизни и тех, кто выступает противниками сексуального образования. На девочек возлагается ответственность за наступление беременности, деторождение и воспитание, обязанность «подготовки к выполнению родительских обязанностей, получения знаний об основах здоровой семейной жизни, сохранения и укрепления здоровья женщин и детей, создания условий для рождения желанных и здоровых детей», так происходит закрепление гендерной асимметрии в репродуктивном поведении. Анализ содержания программы выявляет лежащие в её основе стереотипы, направленные на спекуляцию социальной ролью женщины как матери, ограничение сексуальной свободы женщины, несоответствующие современным установкам на принципы равноправия, достоинство личности, самоопределение и автономию индивида в сфере репродукции и сексуальности.


Другие статьи:

Реализация требований программы в учебниках английского языка
Объектом нашего сопоставительного анализа стали три учебно-методических комплекса, рассчитанных на младших школьников. Это учебник И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной для II класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, а также 2 учебника англоязычных авторов – «Bravo» Джуди Вест и ...

Дидактическая игра как средство развития активного словаря прилагательных
Обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место в общей системе речевой работы в детском саду. И это закономерно. Слово – основная единица языка и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Задачи словарной работы: 1. Обогащение слов ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru