Анализ прогаммы «Основы здорового образа жизни»

Педагогика как наука » Подготовка старшеклассников к семейной жизни » Анализ прогаммы «Основы здорового образа жизни»

По замыслу разработчиков, она является комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здоровому образу жизни, призвана «позитивно изменить сложившуюся негативную ситуацию поведенческого и ценностного характера» среди подростков и молодежи, так как позволяет «сформировать новое отношение к здоровью на уровне установок, навыков и умений». Содержание программы предусматривает «изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, правоведения, семьеведения, физиологии и т.п. в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни». Программа составлена «с учетом возрастных особенностей и проявлений сензитивности к усвоению определенных знаний на каждом уровне развития» и рассчитана на 14 лет обучения.

Анализ позволяет выделить ряд неоднозначных положений.

Так, в вопросе о половых особенностях проявления любви отмечается, что «любовь в жизни женщины выступает как главный смысл жизни», в то время как, «мужская любовь - это источник вдохновения и средство самоутверждения». Данная установка может выступать как гендерный стереотип с некоторым ущемлением прав женщины и дискриминации ее личности. Помимо этого считается, что ранние половые связи отрицательно воздействуют на развитие интеллекта, личности, на восприятие взаимоотношений полов и семейную жизнь. Данное утверждение мы расцениваем как некое запугивания молодых людей. Приводимые аргументы зачастую не имеют под собой научно обоснованной базы.

Фигурирует идеологическая установка, что на примере конкретных ситуаций необходимо подвести учащихся к пониманию возможности принятия решения об аборте только по медицинским показаниям. Кроме того, представление об аборте освещается с позиции не рожденного ребенка. Действительно, многие не выдерживают давления и соглашаются не прерывать беременность (в дальнейшем многие из них принимают другое «более правильное» решение – оставить ребенка в роддоме). Таким образом, медики и представители православной церкви добиваются своих целей (отговорить от аборта, повысить уровень рождаемости), но в дальнейшем они не несут ответственность и не принимают участия в дальнейшей судьбе женщины и ее ребенка.

По нашему мнению, идеи такого рода не должны фиксироваться в данной программе, по многим причинам, одна из которых - дискриминация права выбора личности, а так же неуместно делать корреляции между абортом и всей дальнейшей судьбой человека. Авторы программы преследуют цель сокращения числа абортов посредством угроз, запугивания подрастающего поколения и привитие ужасающей информации о данной проблеме. Об этом могут свидетельствовать следующие высказывания: "Аборт - непрожитая человеческая жизнь", "Аборт- уничтожение жизни" и т.д. Негативным моментом здесь является непосредственно практический аспект использования этого пункта на занятиях со студентами и прочими слушателями программы.

При рассмотрении понятий об особенностях и различиях полового влечения юношей и девушек информацию рекомендуется преподносить в таком виде: «для юношей играет роль только физическая привлекательность партнерши, тогда как девушка акцентирует свое внимание на личностных качествах юноши», - очевидно, что такая типизация излишне стереотипна и категорична.

Важно и то, как содержание программы "Основы здорового образа жизни" будет преподнесено учащимся, кто будет проводить занятия. Преподавателем данной дисциплины видится специально подготовленный по проблемам планирования семьи специалист, чьи ценностные ориентации и установки адекватны современным социокультурным условиям, человек, имеющий навыки работы с данной возрастной категорией. Эффективность занятий зависит и от разнообразия используемых форм и методов, целесообразно применять нетрадиционные методические подходы. Специалисту необходимо отрабатывать терминологию с учетом возрастных особенностей слушателей, способы изложения и формы общения должны быть корректными, чтобы не вызвать у слушателей чувства смущения, стыда или отвращения, общение с учащимися не должно быть навязчивым, нельзя вторгаться в интимный мир подростка вопреки его желаниям.


Другие статьи:

Высшее сестринское образование в Англии
Школа медсестёр при Йельском университете была основана в 1923 году и явилась первой подобной школой, дающей академическое образование, а не просто обучающей профессии сиделки. Йельская школа считается первой аспирантурой для медсестёр. Йельская школа медсестёр готовит будущих лидеров сестринского дела, а пр ...

Сравнительный анализ программ по МХК с точки зрения новых технологий
Как самостоятельный предмет «Мировая художественная культура» существует около двух десятков лет, вырос из курса истории и являлся логическим продолжением и завершением программ «Музыка» (автор – Д.Б. Кабалевский) и «Изобразительное искусство и художественный труд» (автор – Б.М. Неменский). Своеобразие самой ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru