Понятие «чувство времени» в психолого-педагогический литературе

Педагогика как наука » Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста » Понятие «чувство времени» в психолого-педагогический литературе

Страница 1

Чувство времени – природосообразная эстетическая способность личности чувствовать, гармонизировать, синхронизировать виртуальный и реальный мир.

Чувство времени как эстетическое качество личности развивается на протяжении всей жизни. Однако основы эстетических чувств закладываются в период дошкольного возраста, когда у ребенка ведущей сферой является игровая деятельность. Именно в этот период формируются основы эмоциональной культуры.

Поэтому, прежде чем определить теоретические основы чувства времени, остановимся на основных подходах к пониманию эмоций и чувств.

«Эмоции (потрясаю, волную) - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, по­требностями и мотивами. Эмоции выполняют функцию регулирования ак­тивности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности».

Значительный вклад в понимание эмоциональной сферы человека внесла информационная концепция эмоций П. В. Симонова. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности личности и оценкой, которая дает возможность ее удовлетворения. Информационная концепция эмоций П. В. Симонова названа общим законом человеческих эмоций.

Эмоции можно разделить на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмо­циональные отношения (чувства).

В житейском понимании часто эмоции называют чувствами. В действительности научное использование этого термина ограничивается лишь случаями выражения человеком своего положительного или отрицательного, т.е. оценочного отношения к каким либо объектам.

Что касается чувств, то они соответствуют скорее условиям деятельности и возникают в зависимости от успешности (неуспешности) реализа­ции побуждений. Чувства не смешиваются, а сменяют друг друга. Чувства возникают на более поздних этапах эволюции и присущи в основном человеку.

Согласно традициям отечественной психологии, принято выделять чувства как особый подкласс эмоциональных процессов. Основанием для выделения служит их предметный характер, который возникает в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением о некотором объекте. А.Н. Леонтьев также указывает, что чувства образуют ряд уровней: от непосредственных чувств к определенному объекту и до высших социальных чувств, относящихся к общественным ценностям.

Чувства – это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, как известная «захваченность» ими. В процессе регуляции поведения чувствам отведена роль, ведущих эмоционально-смысловых образований личности.

Таким образом, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях.

«Эстетические чувства - это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического. Эти чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от простой эмоции удовольствия до чувства настоящего эстетического восторга»

Процессуальную характеристику эстетических чувств дает А.Ф. Лобова. Существенными для данного исследования является следующие характеристики эстетических чувств: изменчивость, «текучесть», возвратность, натренированность, переключаемость, взаимозависимость,

синхронность, «засоряемость».

Автор выделяет группы эстетических чувств в зависимости от источника и происхождения явления, которое влияет на человека и вызывает эти чувства:

природосообразные (цвета, линии, пропорции, симметрии, ритма, динамики, темпа, пространства, времени),

социально значимые (мера, гармонии, тона, стиля, формы, грации, пластики, интонации, тембра)

духовно ценные (прекрасного, возвышенного, комического, безобразного, трагического, героического, низменного).

Чувство времени, как мы видим, включено в группу природосообразных чувств. Сензитивным периодом формирования природосообразных чувств, в том числе и чувства времени, является дошкольный возраст.

Чувство времени – реальная оценка мира, способность к непосредственной правильной оценке времени. В мифологии Хронос – это бог времени, который управлял дви­жением и гармонией мира, а чувство времени – «бог» внутреннего мира конкретной личности, оно синхронизирует все процессы.

Эстетическая хронологика неразделимо связана с пространством и ритмом, представляя собой логику космоса, природы и социума, где человек выступает мерой и частью универсального единства мира.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Специфика коррекционного обучения
Сумма методов обучения - это путь познания окружающей действительности, который и предлагается воспитанникам коррекционной школы. Есть несколько видов классификаций методов обучения: 1. Классификация по методам работы учащегося и учителя: способы преподавания: рассказ, беседа, объяснение, то есть приемы, в к ...

Диагностика развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста
Основываясь на выводах первой главы, было выявлено, что диагностика на выявление уровня развития эстетического чувства времени разработана в работах А.Ф. Яфальян и О.Е. Дрень. Она включает в себя выявление физического, психического и художественного времени. В этой диагностике определены компоненты, показате ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru