Система хронологических представлений школьников

Страница 2

Для усвоения счёта лет в пределах столетия используется таблица, в которую по предложению учителя учащиеся самостоятельно вписывают предложенные даты в соответствии с веком, например:

XV

XVI

XVII

XVIII

XIX

XX

1703

1941

Для усвоения временных представлений и развития навыков по хронологии М. Т. Студеникин предлагает следующие приёмы:

- подобрать к каждой дате соответствующее событие;

- вычислить продолжительность события;

- расставить события в хронологической последовательности;

- определить временные промежутки между событиями.

Основные данные ученики записывают в единую хронологическую таблицу в конце тетради. Интересно представлен опыт использования хронотронов – специальных пособий для запоминания исторических дат. Хронотроны представляют собой карточки из твёрдой бумаги с прорезями, в которые вертикально вставлены ленты с написанными на одной из них римскими, а ан другой – арабскими цифрами. На арабском хронотроне ученик набирает нужную дату, а на римском показывает, какой это век, первая или вторая половина века.

Ещё один вариант применения хронотрона: учитель называет историческое событие, а ученик показывает на арабском хронотроне дату. Дополнительно для запоминания века, в котором происходило событие, соответствующей событию половины века используется римский хронотрон. Хронотроны наиболее эффективны для быстрого получения «обратной связи» от детей и проведения мгновенного контроля за знанием исторических дат учениками.

Данное пособие позволяет учащимся решать хронологические задачи, в результате чего происходит запоминание исторических дат. Создатели хронотронов считают, что работа с данными пособиями может проводится при условии наличия хронотрона у каждого учащегося.

Наглядно-образное обозначение времени является эффективным приёмом конкретизации исторических событий и одновременно помогает запечатлеть в памяти учащихся связанные с ними даты. Описание должно быть ярким, красочным, исторически достоверным.

Учитель, работая над созданием наглядного образа времени, может предложить учащимся самостоятельно проиллюстрировать историческое событие на специальной хронологической карточке, на лицевой стороне которой изображена дата, а ан обратной рисунок (символическое изображение) события. Такие карточки успешно применяются в устных хронологических диктантах.

В соответствии с принятой научной периодизацией систематические курсы истории, изучаемые в школе, разбиты на части, разделы и темы. Они содержат лишь основные периодизации. При изучении истории ученикам сообщаются хронологические рамки периодов, даются даты основных событий, явлений, процессов.

Особенностью исторического факта является его временная определённость. Только определив время совершения события, можно установить его связи с предшествовавшими и последующими событиями, его причины и последствия. Изучение истории в школе требует, чтобы учащиеся умели представлять исторические события во времени, знали, когда произошло, то или иное событие. Самые яркие представления учащихся о прошлом, если они не связаны с представлением об определённом времени, в значительной мере лишены познавательной ценности, не являются знанием истории, которая вся развивается во времени.

Страницы: 1 2 


Другие статьи:

Методологические аспекты развития научно – технического творчества учащихся
Сложному механизму творческого мышления присущи интуиция и логика. Мышление начинается там, где есть проблемная ситуация, предполагающая поиск решения в условиях неопределенности, дефицита информации. Интуиция имеет материалистическое объяснение и представляет собой быстрое решение, полученное в результате д ...

Кружок как основная форма организации технического творчества
Выпускник профессионального учебного заведения, кроме профессиональных знаний, умений и навыков, предусмотренных требованиями Государственного стандарта по специальности, должен обладать и такими, как компетентность и профессиональная мобильность, владение навыками самообразования и повышения квалификации, и ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru