Профориентационная работа в школах

Страница 3

Анализ названных и других работ позволяет сделать вывод, что готовность к деятельности является личностным качеством, интегральным выражением всех подструктур личности. Готовность имеет структурное стремление и носит многоуровневый характер.

В психолого-педагогической литературе и диссертационных исследованиях достаточно много внимания уделено выявлению сущности готовности к профессиональному самоопределению. Так, М.С. Савина , определяя готовность к профессиональному самоопределению как многогранное психологическое качество, включает в него следующие компоненты: устойчивый профессиональный интерес; степень достоверности информации о предполагаемой профессиональной деятельности; степень привлекательности предполагаемой трудовой деятельности; личную самооценку своего соответствия профессии; потребность в получении профессии; степень уверенности в овладении профессией.

Целям и задачам нашего исследования в наибольшей степени соответствует подход к определению критериев и показателей готовности к профессиональному самоопределению школьников, обоснованный коллективом авторов под руководством С.Н. Чистяковой.

Готовность к профессиональному самоопределению ими определяется как устойчивая целостная система профессионально важных качеств (ПВК) личности.

Авторы исходят из того, что индивидуальная стратегия профессионального самоопределения включает три основных блока: образование и самообразование; самопознание; самореализацию школьника как субъекта процесса самоопределения.

Образование и самообразование выступают в качестве накопления знаний, включающих знания о различных профессиях. Самопознание происходит как в широком плане (образ Я), так и целенаправленно (выявление профессионально важных качеств). Самореализация может осуществляться как активное участие в любых видах деятельности, увлеченность творчеством и конкретной предметной деятельностью.

Исходя из этого, выделяются следующие критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению:

- когнитивный (знания о профессиях, своих профессиональных качествах, путях профессионального самоопределения);

- мотивационно-потребностный (положительное отношение к профессиональной карьере, адекватное отношение к себе как субъекту профессионального самоопределения, творческое отношение к деятельности, сопутствующей профессиональному самоопределению, оценочные суждения о своих действиях по подготовке к профессиональному самоопределению);

- деятельностно-практический (способность к самореализации, пробе сил, ориентация на творчество (креативность), умение получить профкон- сультацию, способность к самосовершенствованию).

Чтобы управлять процессом формирования у подростков готовности к профессиональному самоопределению, необходимо знать уровни сформированности этой готовности.

Психологами и педагогами предлагаются различные подходы к определению уровней готовности школьников к выбору профессии. Так, Е.А. Климов различает четыре степени профессиональной пригодности: непригодность к данной профессии; годность к профессии; соответствие человека данной области деятельности; призвание. Как видно, в основу этого подхода положены показания и противопоказания к профессии.

Психологи выделяют четыре уровня готовности учащихся к профессиональному самоопределению: первый — профнамерение не ясно, второй — есть определенный круг предпочитаемых профессий, третий — предпочитаемая профессия определена, четвертый — у ученика есть четкий профессиональный жизненный план . В данном случае в основе уровней готовности школьников к профессиональному самоопределению лежит характер профнамерения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Анализ результатов опытно - эмпирического исследования по социальной адаптации детей младшего школьного возраста разведенных родителей
В ходе выполнения нашего исследования, для определения уровня социальной адаптации детей младшего школьного возраста разведенных родителей была проведена работа на базе школы № 22 г. Абакана с учащимися 4 класса, в количестве - 17 человек. Была проведена диагностика на выявление межличностных отношений в кла ...

Анализ прогаммы «Основы здоровья семьи»
Целью программы является «формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни с установкой на нравственное поведение, ценность семьи, ответственное материнство и отцовство». Разработка программы основывалась на результатах анкетирования школьников по выявлению их базовых знаний. Проведенное исследова ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru