Профориентационная работа в школах

Страница 4

С.Н. Чистякова выделяет три уровня сформированности профессионального самоопределения по следующим характеристикам: знание об избираемом виде трудовой деятельности; сформированность интересов, склонностей, способностей, психических процессов; соответствие личностных качеств и черт характера избираемой профессии; убежденность в правильном выборе профессии; наличие адекватной самооценки; активность в общественно полезном труде. В зависимости от глубины и степени сформированности этих характеристик выделяются высокий, средний и низкий уровни сформированности профессионального самоопределения.

Некоторые исследователи предлагают более сложную градацию уровней: крайне низкий, средний, высокий, высший.

В литературе представлены и иные подходы.

Таким образом, уровни готовности учащихся к профессиональному самоопределению определяются либо по ведущему признаку (квалиметри- ческий метод), либо по качественным оценкам признаков, либо по степени сформированности качеств. В своей работе мы принимаем оценку по степени сформированности качеств, выражающих подготовленность к выбору профессии.

Многие исследователи отмечают особую значимость адекватности выбора как критерия профессионального самоопределения. Показателем этого критерия может выступать ранговое место факторов, оказавших наибольшее влияние на выбор школьниками будущей профессии (родители, учителя, члены производственных коллективов, друзья, книги, кинофильмы, газеты, журналы, радио, телевидение и т. д.). Это ранговое место можно определить с помощью устного опроса или анкетирования.

Обоснованные выше критерии (готовность к профессиональному самоопределению, оценка адекватности выбора) можно считать процессуальными, так как они характеризуют динамический процесс профессионального самоопределения, и поэтому их показатели могут меняться.

Результативным критерием эффективности профессионального самоопределения подростков будет являться степень реализации выпускниками основной школы своих профессиональных намерений.

Выпускники 9-х классов могут продолжить свое обучение в профессиональных училищах, средних специальных учебных заведениях, а также в средних общеобразовательных школах, где может осуществляться первоначальная профессиональная подготовка по тому или иному профилю. Поэтому соответствие специальности или профиля дальнейшего обучения ранее сформированным профессиональным намерениям учащихся может служить критерием эффективности подготовки школьников профессиональному самоопределению.

Исходя из проведенного анализа, нами избран следующий комплекс процессуальных и результативных критериев и показателей эффективности совместной работы школы и вуза по профессиональному самоопределению учащихся, который представлен в табл. 1.

Критерии и показатели эффективности совместной работы школы и вуза по профессиональному самоопределению учащихся Таблица 1.

Критерии

Показатели

Методы исследования

1. Степень подготовленности к выбору профессии

- высокий;

- средний;

- низкий

Анкетирование, беседы, наблюдения, экспертная оценка

2. Адекватность выбора профессии

Коэффициент субъективной оценки

Анкетирование, беседы

Коэффициент объективной оценки

Анкетирование, беседы, экспертная оценка

3. Степень реализации выпускниками школ своих профнамерений

Коэффициент реализации

Беседы, изучение документации

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Характеристика современных и традиционных педагогических технологий и их классификация
Проблема различия технологий и методик до сих пор достаточно дискуссионная. Одни ученые полагают, что технология – это форма реализации методики, другие говорят, что понятие технологии шире, чем методика. Поэтому легко спутать эти два понятия. Чтобы этого не произошло нужно знать, что приоритетный вопрос мет ...

Компенсация нарушений зрительного восприятия у детей с низким зрением
Для достижения эффективной и устойчивой компенсации нарушений зрительного восприятия предложен новый междисциплинарный подход. Этот подход основан на теории функциональных систем П.К. Анохина, теории психофизиологических основ психической деятельности Б.М. Теплова и Е.Н. Соколова, теории системной организаци ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru