В настоящее время всё более актуальными становятся и проблемы интеграции профориентационной работы школы и вуза, школы и производства. Совместную профориентационную деятельность образовательных учреждений авторы некоторых работ определяют как комплекс организационных, психолого-педагогических и других мероприятий, проводимых совместно общеобразовательными учреждениями и вузами, техникумами, профессиональными училищами в целях оказания помощи учащимся в сознательном выборе профессии и подготовки их к будущей профессиональной деятельности.
В ходе неё осуществляется система профессиональной ориентации, включающая профессиональное просвещение, преоптацию (формирование первоначальных профессиональных представлений), профессиональную консультацию, профессиональное воспитание, профессиональную диагностику, профессиональный отбор (подбор), социально-профессиональную адаптацию, постоптацию (профессиональное продвижение).
Анализ данных работ позволяет сделать следующие выводы:
- совместная работа носит перманентно-циклический характер, детерминированный сменой контингента учащихся, с которыми проводится работа по профессиональной ориентации;
- наиболее распространенным типом взаимодействия является сотрудничество, выраженное в активном достижении общих целей и задач;
- системообразующим фактором совместной профориентационной работы является разделение деятельности на функционально связанные составляющие и распределение их между участниками;
- совместная работа образовательных учреждений способствует достижению целей и решению задач ориентации учащихся на определенные профессии, с учетом их личных интересов и потребностей региона и страны в целом в тех или иных специалистах;
- эффективность совместной профориентационной работы образовательных учреждений во многом зависит от выбора её оптимальных форм.
- в ходе совместной работы не всегда удается реализовать интересы общеобразовательных учреждений. К недостаткам совместной профориентационной работы образовательных учреждений можно отнести;
- недостаточно активное участие в совместной профориентационной работе руководящего состава и преподавателей вузов;
- в процессе совместной профориентационной работы не в полной мере учитываются и реализуются интересы общеобразовательных учреждений;
- практически полное отсутствие финансирования совместных проф- ориентационных мероприятий.
Таким образом, интеграция профориентационной работы школы и вуза, других образовательных учреждений, школы и производства является важнейшей составляющей педагогического процесса, имеющей общую цель: профессиональное самоопределение учащейся молодёжи.
Эффективность любого процесса оценивается с помощью критериев и показателей. Критерий (греч. criterion) - признак, по которому классифицируются, оцениваются педагогические факты, действия и явления. Критерий является качественной характеристикой эффективности. Количественным выражением критерия являются показатели, с помощью которых можно замерить степени сформированности того или иного критерия.
В настоящее время имеются разные подходы к выделению критериев и показателей эффективности формирования профессионального самоопределения школьников. Так, Е.А. Климовым. обоснованы следующие показатели, характеризующие процесс профессионального самоопределения:
Другие статьи:
Применение микрокалькуляторов в начальных классах
Сегодня микрокалькулятор является одним из важнейших средств обучения. Многие авторы учебников активно включают работу с ними в содержание курса математики: Н.Б. Истомина, В.Н. Рудницкая, А.Л. Чекин, М.И. Моро и др. Однако очень часто и педагоги, и родители относятся к нему с большим недоверием. Аргумент дос ...
Профессиональное самоопределение личности
Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у ...