Особенности проведения дидактических игр и упражнений, способствующих развитию зрительного восприятия

Педагогика как наука » Развитие зрительного восприятия у детей 5 года жизни с различными нарушениями зрения через дидактические игры и упражнения » Особенности проведения дидактических игр и упражнений, способствующих развитию зрительного восприятия

Страница 1

Наглядно-действенная методика позволяет активизировать предметно-практические действия у детей с нарушениями зрения. В процессе работы у детей происходит формирование и развитие системы «глаз-рука», узнавание предмета по силуэту, контуру, сопоставление его с образцом-эталоном, хранящимся в памяти. Представленные дидактические игры способствуют развитию зрительного и тактильного внимания. У слабовидящих, частично зрячих детей зрительное внимание развито плохо вследствие значительного снижения чувствительности к яркости, цвету, контрастам. Дефицит внимания отчетливо проявляется в ситуациях, требующих его высокого уровня, имеющих ограничение во времени, а также при решении задач, связанных со зрительным перцептивным поиском.

Формирование полноценного внимания очень важно, т.к. оно играет большую роль в осуществлении ориентировочно-иследовательской деятельности ребенка в зрительной среде, в формировании перцептивных действий на этапах развития восприятия.

Методика формирования качества концентрации, устойчивости и переключения внимания, зрительного поиска, развития глазодвигательных функций реализуется с помощью дидактического материала, используемого на коррекционных занятиях тифлопедагога. В ходе выполнения заданий формируется умение концентрировать внимание на одном, двух или нескольких признаках и переключать его с одного объекта на другой.

Зрительное восприятие зависит от зрительных функциональных возможностей, сенсорного опыта детей и личностных качеств. На коррекционных занятиях задания носят игровой характер. Необходимо соблюдать последовательность в усвоении сенсорных эталонов и связей между ними внутри каждой системы и затем между системами (образец, поиск эталона, узнавание, называние объекта и его свойств, соотношение, локализация, обобщение, классификация и использование в деятельности).

Все это включается в выполнение простых заданий и с усложнением, с использованием зрения и осязания. Это увеличение числа вариантов (формы, цвета, размера, фактуры, расположения объектов) с работой по карточкам. Дидактические игры и упражнения способствуют приобретению информации и различных пространственных аспектов объектов окружающей среды, о направлениях и расстояниях; ориентированию в микропространстве, изменению положения объектов на 90°, 180°, 270°. В результате коррекционной работы с данными методиками наблюдается существенное улучшение у слабовидящих учащихся и с глубоким слабовидением познавательных процессов, зрительного внимания, осязания, памяти, восприятия памяти, способствуют сохранности зрительного анализатора.

Игры для детей с нарушениями зрения.

Обучающие и развивающие игры – игры реабилитационные, позволяющие тренировать в процессе игры зрительный анализатор. Использование реабилитационных игр в процессе обучения позволит решить проблему адекватного восприятия окружающего мира слабовидящим ребенком.

Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ №85 «Гвоздика» Засвияжского РОО г. Ульяновска, комбинированного типа, где присутствуют 5 групп для детей с нарушениями зрения и 1 группа для детей без каких-либо отклонений. Эксперимент проводился с сентября 2005 г. по май месяц 2006 г. в средней группе для детей с различными нарушениями зрения.

В нём участвовало 12 детей:

– в формирующей группе 6 детей;

– в контрольной группе 6 детей.

Список детей формирующей группы

№ п/п

Список детей

Зрительный диагноз

Интеллект

Зрительная нагрузка

1.

Максим Л.

Гиперметропический астигматизм

N

№3

2.

Артем Ш.

Гиперметропический астигматизм, гиперметропия слабой степени

N

№2

3.

Никита С.

Смешанный астигматизм, амблиопия обоих глаз

N

№2

4.

Даша Б.

Астигматизм, сходящееся косоглазие

ЗПР

№2

5.

Лиза М.

Гиперметропический астигматизм, амблиопия, сходящееся косоглазие

N

№2

6.

Максим Г.

Гиперметропия слабой степени, сходящееся косоглазие

N

№2

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста
дошкольный естественнонаучный воздух вода В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, кот ...

Типологизация стилей обучения
лекция компьютерный презентация Термин «стиль обучения» описывается различным образом. Большинство под стилем обучения понимают убеждения, предпочтения, особенности поведения, которые учащийся использует с целью облегчения учебного процесса в данной ситуации. Стиль обучения затрагивает три сферы: когнитивную ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru