Многие дидактические пособия были изготовлены самостоятельно, например «Геометрическая мозаика», трафареты различных предметов, силуэтные и контурные изображения, дидактическое пособие «Составь из частей» и др.
Подбор дидактических игр и упражнений осуществлялся таким образом, чтобы были охвачены все 5 этапов коррекционной работы. Содержание игр и упражнений включали в себя одну лексическую тему, где прослеживалась система поэтапной коррекционной работы по зрительному восприятию. Практика показала, что такое поэтапное ознакомление с предметами окружающей действительности позволяет сформировать у слабовидящих детей правильный и целостный образ предмета. В свою очередь, это даёт возможность детям с нарушениями зрения ориентироваться в окружающем пространстве.
При проведении дидактических игр и упражнений использовались как общедидактические методы и приёмы: объяснение, показ, практическое выполнение, образец, игровые приёмы и др., так и специальные: приём сопряжённых действий, обводка по трафарету, обводка через кальку, прием наложения цветного изображения на силуэтное и контурное, соединение целого изображения из геометрических фигур и др. Такие специальные методы и приёмы содержат в себе не только общеобразовательные обучающие задачи, но и лечебно-восстановительные, которые стимулируют зрительные функции глаза. С детьми, у которых острота зрения до 0,4, обучение опиралось больше на использование компенсаторных анализаторов, а с детьми, у которых острота зрения 0,4 и выше – обучение опиралось на зрительный анализатор с подключением компенсаторных.
В конце каждой лексической темы проводился теневой театр по той же самой теме. Это дало возможность перейти от специального обучения в играх к самостоятельному познанию изображений предметов, закреплению навыков зрительного восприятия.
В рамках формирующего этапа с детьми было проведено много различных дидактических игр и упражнений. Это позволило детям овладеть умениями узнавать и называть предметы, зрительно выделять их из числа других предметов, правильно соотносить образ предмета с его названием, ориентироваться среди предметов окружающего мира, изученных в рамках лексических тем. Всё это говорит об эффективности проведённой коррекционной работы.
Большая помощь в проведении коррекционной работы была оказана воспитателями и тифлопедагогом данной группы. Ими были даны консультации, объяснения по поводу изготовления специальных пособий, советы по использованию эффективных специальных методов и приёмов.
Таким образом, в ходе формирующего эксперимента был использован комплекс методов и приёмов коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у детей 5 года жизни, имеющие нарушения зрения, основным звеном которого является дидактическая игра.
Другие статьи:
Анализ результатов реализации программы формирующего эксперимента
Цель: проверка эффективности проведенных мероприятий на формирующем этапе эксперимента. На данном этапе были проведены повторные социзмерения по методикам констатирующего эксперимента. Нами были отмечены положительные результаты. Уровень благополучия семей почти не изменился, только в двух семьях стали меньш ...
Оценка отношения студентов к проблематике вузовской лекции
Для выяснения причин дискомфорта, имеющих место на лекции у студентов, нами был проведен опрос 60 студентов I курса КрасГУ психолого- педагогического, физического и экономического факультетов на предмет их отношения к классическим вузовским лекциям. Студентам было предложено закончить два предложения: «Я счи ...