Некоторые особенности учебной деятельности старших школьников

Страница 3

Если же мотив деятельности ученика совпадает с ее объективной целью, т.е. когда ученик сознательно ставит перед собой цель научиться решать подобные задачи, то в этом случае он является не только объектом, но и субъектом этой деятельности.

Итак, ученик всегда является объектом деятельности в процессе обучения, а субъектом этой деятельности он становится тогда, когда сознательно принимает объективные цели деятельности за свои личные цели. Очевидно, что в последнем случае обучение является наиболее эффективным, только в этом случае учитель может легко и с удовлетворением полностью осуществить цели и задачи обучения.

Учителю необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ученик становился субъектом деятельности в процессе обучения. А для этого нужно, чтобы все стороны учебно-воспитательного процесса, его содержание, организация и методы содействовали такому становлению, были прямо направлены на воспитание ученика – субъекта своей деятельности.

Интерес старшеклассников к учебным предметам определяется тем, в какой мере учитель сумеет связать свой предмет с жизнью. Необходимо и еще одно условие – творческая активность учащихся на уроке. Это – основная линия преодоления нередко наблюдающегося в старших классах падения интереса к учению.

Однако если у старшеклассников и развивается положительное отношение к учению, это не означает, что у них создается одинаковое отношение ко всем предметам. Кроме того, в процессе учебной деятельности у юношей и девушек ярко проявляется избирательность как межпредметная, так и внутри предмета, которая в значительной мере определяется их склонностью к будущей деятельности, осознанием необходимости знаний в данной области для будущей профессии.

Интересуясь тем или иным предметом, старшеклассники в содержании любимого учебного предмета выделяют, по их мнению, самое нужное для будущей деятельности и ставят цель – глубоко изучить и познать именно этот раздел. Это приводит к тому, что порой они неоправданно исключают из своего поля зрения очень важные разделы, считая их несущественными и не имеющими значения для познания существа избранной области знаний. На уроке такое отношение школьников выражается в том, что ученик отвлекается во время работы, небрежно выполняет задания по данному разделу.

Избирательное отношение старшеклассника к учебным предметам выражается и в направленности его интересов, и в сосредоточенности на уроках.

Избирательное отношение старшеклассника к учебным предметам выражается и в направленности его интересов, и в сосредоточенности на уроках.

Умение сосредотачиваться, как правило, воспитано уже у большинства старшеклассников. Если нужно, ученик 10-11 класса будет внимателен несмотря на сильные побочные раздражители. И.В. Страхов правильно отмечает, что у старшеклассников развитие произвольного внимания находится в прямой зависимости от развития логического мышления, от умения мыслить последовательно и доказательно. Логическое развитие мысли определяет и направляет внимание старшего школьника, его внимание в значительно меньшей степени (чем у младшего школьника и подростка) зависит от внешних впечатлений, действующих на него в процессе учебной работы, от эмоциональных переживаний.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Игры-загадки, головоломки, кроссворды и ребусы − понятие, значение, особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста
Игры-загадки, головоломки, кроссворды и ребусы можно отнести к игровым и проблемно-поисковым методам обучения детей дошкольного возраста. Игровые методы и приемы направлены на повышение интереса, положительных эмоции, они помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной и ...

Основные формы и методы внеклассной работы по географии
Содержание внеклассной работы определяет ее формы и способы проведения. При выборе форм, помимо содержания, во внеклассной работе учитывают возраст школьников, их интересы, уровень подготовки по географии, наличие свободного времени, реальные материальные возможности (например, при организации походов, экспе ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru