Некоторые особенности учебной деятельности старших школьников

Страница 4

Однако внимание, связанное с эмоциональными переживаниями, занимает значительное место и у учащихся старших классов.

И.В. Страхов подчеркивает, что непосредственность и живость реагирования характерна и для старших школьников. Но в отличие от подростков, в этом возрасте эмоциональные состояния становятся более устойчивыми, и происходит дальнейшее обогащение нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств. Следовательно, как отмечает И.В. Страхов, эмоциональная основа внимания старших школьников становится более многосторонней, затрагивающей различные стороны личности.

Одной из характерных особенностей учебной деятельности старшеклассников является ее активизация и, до известной степени, самостоятельность. Все большее и большее значение приобретают уроки типа лекций, самостоятельное выполнение лабораторных и других практических работ, рефератов, все чаще и чаще старшему школьнику приходится самостоятельно разбираться в изучаемом материале.

Мышление старших школьников приобретает все более активный самостоятельный и творческий характер; юноши и девушки обращают большое внимание на аргументированность и доказательность тех или иных положений. Принимать на веру сказанное учителем или прочитанное в учебнике старший школьник не желает, слепо следовать авторитетам не в его правилах. Он стремиться убедиться в истинности того, с чем ему приходиться знакомиться на уроках. И напрасно некоторые учителя обвиняют старшеклассников в скептицизме, недоверии. Следует не только удовлетворять, но и поощрять эту свойственную старшему школьнику и полезную для его умственного развития требовательность к убедительной аргументированности, обоснованности и доказательности усваиваемых знаний.

Разумеется, наряду с этим старшеклассников надо убеждать в том, что не всегда разумно требовать логического обоснования тех или иных положений. Есть целый ряд требований и правил, предъявляемых обществом своим членам (некоторые из них, в частности, основаны на традициях), которые надо исполнять безоговорочно.

Содержание уроков и новый характер учебной деятельности в старших классах предъявляют новые требования к мыслительной деятельности школьников. Старшеклассники уже умеют абстрагировать и обобщать изучаемый учебный материал. На основе этой способности мыслительной деятельности у школьников старших классов формируется теоретическое мышление, направленное на познание общих законов окружающего мира, законов природы и общественного развития. Интерес к учебным предметам постепенно перерастает в интерес к науке, к вопросам теории и определенным отраслям знания. Поэтому большое значение для формирования теоретического мышления имеет внеурочная работа, в частности факультативная, которая углубляет, расширяет кругозор учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 


Другие статьи:

Многообразие игр
Вальдорфский детский сад можно назвать поистине детским садом игры. Все усилия педагогов направлены на то, чтобы побудить детей к активной игровой деятельности. Игре невозможно задать рамки «программы»: каждый день на такую «свободную игру» отводится 1,5 – 2 утренних часа. Во время «свободной игры» дети сами ...

Опыт совместной работы школы и вуза в профпросвещении учащихся
Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа, в течение 2010-2011 гг., при опережающей роли теоретического исследования и включала констатирующий и формирующий эксперименты, на базе 44 школы Кировского района при активном участии профессорско-преподавательского состава кафедры педагогики и психологи ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru