Актуализация внеурочной деятельности старших школьников

Страница 1

Современная российская школа уже не может и не должна использовать образовательные технологии, тормозящие творческую активность, инициативу и самостоятельность учащихся, использовать экстенсивные пути и способы развития личности ребенка. Многочисленные новации учителей в последние годы направлены на обновление педагогического процесса в общеобразовательной школе, которое невозможно представить без широкомасштабного развития системы внеурочных занятий школьников.

Одним из видов внеурочной работы является внеурочная работа по учебным предметам, являющаяся важным компонентом системы урочно-внеурочной деятельности школьников. В руках педагога-профессионала эта работа является эффективным средством обучения, воспитания и развития учащихся. Внеурочную работу по учебным предметам можно рассматривать как одну из фаз образования, обеспечивающую его индивидуализацию и дифференциацию. В этой фазе школьный педагог должен стремиться не только к углублению знаний, расширению способов деятельности, но главное – к созданию условий для реализации способностей старшеклассников, для побуждения у учащихся потребности в творческом стиле жизнедеятельности и системном самосовершенствовании, для формирования у них опыта освоения эмоционально-ценносных отношений и духовной культуры.

Знание потребностей старшеклассника позволяет учителям выбирать оптимальные формы урочной и внеурочной деятельности, конкретные задания для формирования, развития у учащихся творческого стиля жизнедеятельности.

У большинства старшеклассников мотивация к урочно-внеурочной деятельности связана с условиями осуществления таковой. К числу условий, делающих урочно-внеурочную работу привлекательной, старшеклассники относят: работа без большого напряжения; хорошая морально-психологическая атмосфера (нет конфликтов со сверстниками, педагогами и т.п.); неформальное общение с учителями; вариативность содержания, вариативность форм работы; соответствие работы индивидуальным интересам; справедливость в оценке процесса и результатов деятельности.

Зная потребности ученика, можно “вычислить” задание, которое требуется данному школьнику для его успешного развития, обучения и воспитания. Большое внимание в этой работе учитель должен уделить стимулированию у школьников познавательных интересов и потребностей. Познавательный интерес для многих школьников является “стартовой площадкой” для саморазвития личности. Учителю целесообразно так “подать” задание, чтобы ученик убедился в его интересности, содержательности, личной и социальной полезности, значимости для учения, для самореализации школьника.

Изменения, происходящие на современном этапе социального развития нашего общества и школы, делают более актуальной внеурочную работу по учебным предметам. Выделим некоторые из основных факторов актуализации данной работы старшеклассников.

Психологический (личностный) фактор. Современный школьник уже не хочет и не может “готовиться к жизни” в изоляции от окружающего мира, людей. Он желает реализовать свои индивидуальные потенции в настоящее время. Школьник начинает искать смысл жизни. Он проверяет свои силы: интеллектуальные, физические, духовные. Проверка ведется широким фронтом, в основном в неформальной деятельности и общении. Во внеурочной работе школьники надеются отыскать успех, компенсировать неудачи в учении, общении со сверстниками, взрослыми. Они стремятся найти пути к самоуважению и любви, к окружающему их природно-социальному миру, способы и средства самопознания и самореализации. Внеурочные занятия создают условия для индивидуализации личности.

Педагогический фактор. Урок, оставаясь важной формой учебно-воспитательного процесса, не может в полной мере гуманизировать жизнедеятельность ребенка, его отношения с педагогами. Нормативные учебные программы, реализуемые на уроках, не обеспечивают реальную индивидуализацию обучения и воспитания школьников. Урок, при всех его достоинствах, не может разформализовать отношения педагогов и учащихся, обеспечить продуктивное их сотрудничество. Урочные формы не позволяют в полной мере проявить инициативу и самодеятельность детей, а учителю творчески использовать огромный арсенал методов воспитания и развития личности ребенка. Внеурочная работа, интегрируясь с уроком, обеспечивает учителя многообразием моделей организации учебно-воспитательной работы, которые могут всецело удовлетворить и коммукативные потребности школьников.

Психолого-педагогический фактор. Во внеурочной деятельности ученики получают возможность углубить и расширить знания, апробировать приобретенные умения и навыки, в том числе исследовательские и прикладные, познавательные, получить от школьного педагога квалифицированную помощь в интересующей области науки. На внеурочных занятиях учащиеся получают возможность составлять планы проведения кружковых или факультативных занятий, программы различных внеурочных мероприятий, а также проводить занятия и консультации для сверстников. Внеурочные занятия стимулируют развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной сфер личности, отношений партнерства.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Методические приёмы и средства формирования хронологических представлений младших школьников
В методике разработаны рекомендации по формированию у младших школьников представлений о линейности, необратимости, значительной протяженности исторического времени. Остановимся на некоторых из них. Важнейшим приёмом обучения является использование меловой «линии времени». Давно замечено, что детям гораздо л ...

Буквенное письмо. Соотношение буквы и звука
Проблема происхождения буквенного письма весьма трудна для разрешения, если иметь в виду происхождение буквы как таковой (происхождение пиктограммы или иероглифа как рисунка ситуации или предмета понятно само по себе). И трудность, с которой сталкивалось и сталкивается решение этой проблемы, будет в какой-то ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru