Технология формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения

Педагогика как наука » Процесс формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения » Технология формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения

Страница 8

Таким образом, личностно-деятельностный подход означает переориентацию процесса обучения мастеров на курсах, в ходе методической пробы на постановку и решение обучаемыми конкретных учебных задач (проективных, исследовательских, познавательных, преобразующих и т.д.). В этом случае педагогу предстоит определить номенклатуру учебных задач и действий, их иерархию, форму предъявления и организовать выполнение этих действий мастерами.

То есть, для преподавателя системы повышения квалификации или методиста, реализующего личностно-деятельностный подход, основным и первостепенным вопросом является формирование не только коммуникативной и учебно-познавательной потребности мастеров, но и их собственной учебной потребности в выработке ими обобщенных способов и приемов учебной деятельности. В противном случае личностно - деятельностный подход не может быть реализован, т.к. практически не возможен выход на субъект-субъектное отношение равнопартнерского учебного сотрудничества педагога системы повышения квалификации, методиста и мастеров в совместном дидактически организуемом преподавателями, методистами решении мастерами учебных задач. В нашем случае, с одной стороны, как правило, ученый, с другой стороны практик должны выполнять в большей степени, если перефразировать Л.С. Выготского, функции фасилитаторские, координационные, организаторские, который отмечал, что "учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником".

Данный подход к организации курсов или семинаров по месту работы мастера означает, что обучение только в том случае не потеряет смысл для мастеров, если педагогические знания окажутся ему нужными. Более того, как преподаватель системы повышения квалификации, так и методист должны самостоятельно ставить образовательные цели, выбирать средства и методы своей деятельности, т.к. в противном случае никакого развития личности мастеров, по нашему мнению, не произойдет.

И преподаватели, и методисты в этом случае должны, во-первых, вызывать у мастеров подлинный интерес (как предметы общения), во-вторых, выступать в роли партнеров, интересных собеседников. Общение с мастерами должно рассматриваться как сотрудничество в решении учебных задач. Преподаватели и методисты в этом случае должны быть организаторами, координаторами, положительно стимулирующими учебную деятельность мастеров.

Принцип коллективной коммуникативности, по мнению И.Л. Зимней, может быть соотнесен с уже реализуемым в курсовом обучении взрослых третьим принципом метода активизации резервных возможностей личности, по Г.А. Китайгородской, - принципом "индивидуального обучения через групповое". То есть, в учебном процессе должна работать схема "субъект" (преподаватель системы повышения квалификации, методист) - мастера, в результате чего образуется единый, взаимодействующий, коллективный, совокупный субъект.

С точки зрения мастера (как обучающегося), личностно-деятельностный подход означает следующее. Во-первых, мастер имеет право на "учебную" свободу выбора преподавателя, согласования содержания, методов обучения в системе повышения квалификации или по месту работы. Во-вторых, обучающему создают условия для того, чтобы он личностно самоактуализировался. Такой подход формирует активность мастера, его готовность к учебной деятельности посредством равнопартнерства, доверительных субъект-субъектных отношений с преподавателями системы повышения квалификации или методистом. В-третьих, личностно - деятельностный подход к научению с позиции мастера предполагает единство внешних и внутренних мотивов у обучаемого, где внешним является мотив достижения, а внутренним - познавательный мотив. В-четвертых, по мнению И.А. Зимней, этот подход означает принятие учебной задачи и удовлетворение от ее решения в сотрудничестве с другими обучающимися, что является не только основой развития, не только чувства компетентности и аффимиации как компонентов собственного достоинства, но и в значительной мере чувства уверенности в себе как предпосылки самоактуализации, а значит наличия актуальной интернализации новых форм, правил, способов и средств социально-профессионально-коммуникативной деятельности, т.е. развитие не только профессиональной компетентности мастера, но и его личности в целом.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Другие статьи:

Особенности работы логопеда по развитию мелкой моторики у детей – логопатов
Для детей - логопатов дошкольный возраст оказывается началом развития перцептивного действия. На основе проснувшегося у ребенка интереса к предметам, к игрушкам возникает и ознакомление с их свойствами и отношениями. Пятый год жизни становится переломным в развитии восприятия детей. Однако, те проблемы, кото ...

Занимательные формы внеклассной работы при изучении физической географии материков и океанов
Интерес учащихся к географии значительно шире того объема знаний, который они получают на уроке. Этот интерес помогает удовлетворить внеурочная работа по географии. В образе жизни подростка происходят существенные изменения. Прежде всего изменяется характер учебной деятельности, и общая ситуация их школьной ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru