Технология формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения

Педагогика как наука » Процесс формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения » Технология формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения

Страница 5

Таким образом, для того, чтобы построить научно обоснованную концепцию развития базовых компонентов педагогической культуры мастера, нужно обеспечить мастеру самое существенное - стать личностью, обладающей всеми характеристиками субъекта. Причем, в добавление к выделенным характеристикам субъекта важно добавить активность и "пристрастность" субъекта. В противном случае, с точки зрения Жана Пиаже, так же, как объект не "дан" субъекту в готовом виде, как бы "строится" им для себя, так и субъект, справедливо подчеркивают ученые, "не дан" себе со всеми своими внутренними структурами, организуя для себя объект, субъект конструирует и свои собственные операции, т.е. делает себя реальностью для самого себя. Другими словами, условия, способствующие развитию базовых компонентов педагогической культуры мастера, вытекают из вышеописанной природы субъекта, делающего собственными усилиями самого себя.

Помимо того, что центральной фигурой нашего исследования является личность мастера, важно подчеркнуть, что в чистом виде процесс развития его педагогической культуры как субъекта педагогической деятельности во многом определяется в контексте личностно-деятельностного подхода, личностной обусловленностью и позицией всех его участников.

Поэтому для нашего исследования очень важно, во-первых, в какой "развивающей среде", каком "образовательном пространстве" находится мастер, т.к. от личности каждого взаимодействующего с ним руководителя, преподавателя или коллеги зависит во многом динамика и характер процесса развития педагогической культуры. Во-вторых, сознание субъектов любой деятельности и их деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство: процесс развития педагогической культуры мастеров профессионального обучения может быть правильно понят и объяснен, если он рассматривается как продукт и результат развития деятельности.

Таким образом, факторами развития педагогической культуры выступают с одной стороны "развивающие механизмы" личности, с другой стороны - сама развивающаяся деятельность. Поскольку основой личностно - деятельностного подхода является личность, отвечающая вышеизложенным требованиям к субъекту деятельности, то концептуальными основаниями ее развития выступают деятельность мастера и его общение с другими людьми в процессе обучения на курсах, в ходе обобщения собственного опыта и опыта своих коллег, а также в процессе аттестации педагогических работников или стажировки.

Так как мастер, в основном, приобретает профессионально - педагогическое образование самостоятельно, посредством самообразования или обучаясь заочно в профессионально-педагогическом колледже или университете, то эта деятельность, по нашему мнению, в значительной степени влияет на уровень развития педагогической культуры мастера.

Характеризуя личностно-деятельностный подход как единство личностного и деятельностного его компонентов, отметим, что собственно личностный его компонент определяется, по мнению И.А. Зимней, личностно ориентируемым.

Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам мастер - его мотивы, цели, интересы, т.е. "слушатель" как личность. То есть, любой образовательный процесс должен быть построен, исходя из познавательных потребностей и интересов мастера, уровня его педагогического опыта. В учебной группе нет понятия "средний студент". Есть только каждый конкретный обучаемый. Учебные достижения определяются каждым мастером индивидуально. "Студент" должен самостоятельно отрефлексировать исходный уровень педагогических знаний, оценить свои достигнутые результаты, сказать себе, какие новообразования появились, чему он сегодня научился, чего он еще не знает и не умеет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие статьи:

Особенности проведения эксперимента в разделе «Растения»
Постановка учебных опытов по разделу «Растения» предусмотрены школьной программой. Эксперимент занимает в этом разделе значительное место – около трети уроков в целом или частично строится на материале опытов, описание которых дается в тексте школьного учебника или в заданиях к параграфу. Роль эксперимента в ...

Научные основы методики звукопроизношения
Русский язык обладает сложной звуковой системой, поэтому на него обращают внимание многие исследователи, которые занимаются теорией звучащей речи. Именно на основе анализа звукового строя языка создается база для теоретического осмысления процессов, происходящих в языке. Ученые характеризуют звуковые единицы ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru