Таким образом, опредмечивание предполагает переход сущностных человеческих сил мастера в предметы - воспитанников, изделия, которые они изготавливают, творческую и рабочую атмосферу. Затем в последующей деятельности происходит их распредмечивание, т.е. раскрытие сущностных человеческих сил, вычерчивание их из предметов - воспитанников, изделий, которые могут выступать в качестве субъектов и объектов самой деятельности.
В деятельности мастера происходит как распредмечивание, так и опредмечивание. Характер отношений данных процессов, их взаимопереходов во многом определяет, на наш взгляд, динамику процесса развития педагогической культуры мастера.
Поскольку потребность есть предпосылка, энергетический источник деятельности, но сама она не определяет деятельность. Ее определяет то, на что она направлена, т.е. ее предмет. В нашем случае любая потребность мастера направлена как на воспитанников, так и на результаты их профессионального (производственного) обучения. И если, по мнению А.Н. Леонтьева, потребность находит себя в предмете деятельности (в нашем случае педагогической), то передача профессиональных умений воспитанникам, изделия которые они изготавливают в процессе практического обучения, становятся мотивом деятельности, тем, что побуждает потребность.
Таким образом, деятельность определяет то, на что направлена вызывающая ее потребность, т.е. ее предмет - передача профессиональных умений, высококачественные изделия и т.д.
Особую роль играет замеченное А.Н. Леонтьевым положение о том, что "поскольку потребность находит в предмете свою определенность, он становится мотивом деятельности, т.к. побуждает ее.
Мотивированность, ее целенаправленность, осознанность - сущностные характеристики деятельности. Для нашего исследования выводы психологов означают следующее. "Всякое сознательное действие формируется. внутри той или иной деятельности, которая и определяет собой его психологические особенности. В свою очередь действие - это процесс, подчиненный, по мнению А.Н. Леонтьева, сознательной цели. Таким образом, для того, чтобы деятельность могла выступать в качестве источника развития педагогической культуры мастера, она должна быть субъектна, активна, целенаправленна, мотивирована и осознана, использовать развивающие возможности всего ее психологического содержания - предмета, средств, способа, продукта, результата.
Поскольку в исследовании особую роль играют как преподаватели системы повышения квалификации, так и методисты, эксперты, сотрудники психологических, диагностических служб, то целесообразно выделить их позиции в контексте принятого нами личностно-деятельностного подхода.
С точки зрения Ю.Н. Кулюткина, в самой общей форме личностно-деятельностный подход в совокупности его компонентов означает с позиции любого обучающегося интерпретацию этого процесса как организацию и управление целенаправленной деятельностью мастера, в общем контексте его жизнедеятельности - направленность интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимая смысл обучения для развития творческого потенциала личности. Принятый нами подход означает переосмысление педагогом системы повышения квалификации, методистом по месту работы мастера - привычных трактовок: а) обучения преимущественно как сообщения знаний, формирование умений, т.е. только как организацию усвоения учебного материала; б) схемы общения, взаимодействия преподавателя, методиста и мастеров; в) объекта обучения только как совокупность усваиваемых знаний.
Другие статьи:
Педагогические принципы организации сюжетной игры
Сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности дается с трудом. Это состояние внутренней ...
Значение слухового контроля для восприятия речи
Ребенок уже в самом начале развития речи, сталкивается с необходимостью различать относительно близкие в акустическом отношении звуки. Многие исследователи детской речи, в том числе и А.Н.Гвоздев, приходят к выводу о том, что слуховой анализатор ребенка развивается рано, значительно раньше, чем речедвигатель ...