Технология формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения

Педагогика как наука » Процесс формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения » Технология формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения

Страница 7

Таким образом, опредмечивание предполагает переход сущностных человеческих сил мастера в предметы - воспитанников, изделия, которые они изготавливают, творческую и рабочую атмосферу. Затем в последующей деятельности происходит их распредмечивание, т.е. раскрытие сущностных человеческих сил, вычерчивание их из предметов - воспитанников, изделий, которые могут выступать в качестве субъектов и объектов самой деятельности.

В деятельности мастера происходит как распредмечивание, так и опредмечивание. Характер отношений данных процессов, их взаимопереходов во многом определяет, на наш взгляд, динамику процесса развития педагогической культуры мастера.

Поскольку потребность есть предпосылка, энергетический источник деятельности, но сама она не определяет деятельность. Ее определяет то, на что она направлена, т.е. ее предмет. В нашем случае любая потребность мастера направлена как на воспитанников, так и на результаты их профессионального (производственного) обучения. И если, по мнению А.Н. Леонтьева, потребность находит себя в предмете деятельности (в нашем случае педагогической), то передача профессиональных умений воспитанникам, изделия которые они изготавливают в процессе практического обучения, становятся мотивом деятельности, тем, что побуждает потребность.

Таким образом, деятельность определяет то, на что направлена вызывающая ее потребность, т.е. ее предмет - передача профессиональных умений, высококачественные изделия и т.д.

Особую роль играет замеченное А.Н. Леонтьевым положение о том, что "поскольку потребность находит в предмете свою определенность, он становится мотивом деятельности, т.к. побуждает ее.

Мотивированность, ее целенаправленность, осознанность - сущностные характеристики деятельности. Для нашего исследования выводы психологов означают следующее. "Всякое сознательное действие формируется. внутри той или иной деятельности, которая и определяет собой его психологические особенности. В свою очередь действие - это процесс, подчиненный, по мнению А.Н. Леонтьева, сознательной цели. Таким образом, для того, чтобы деятельность могла выступать в качестве источника развития педагогической культуры мастера, она должна быть субъектна, активна, целенаправленна, мотивирована и осознана, использовать развивающие возможности всего ее психологического содержания - предмета, средств, способа, продукта, результата.

Поскольку в исследовании особую роль играют как преподаватели системы повышения квалификации, так и методисты, эксперты, сотрудники психологических, диагностических служб, то целесообразно выделить их позиции в контексте принятого нами личностно-деятельностного подхода.

С точки зрения Ю.Н. Кулюткина, в самой общей форме личностно-деятельностный подход в совокупности его компонентов означает с позиции любого обучающегося интерпретацию этого процесса как организацию и управление целенаправленной деятельностью мастера, в общем контексте его жизнедеятельности - направленность интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимая смысл обучения для развития творческого потенциала личности. Принятый нами подход означает переосмысление педагогом системы повышения квалификации, методистом по месту работы мастера - привычных трактовок: а) обучения преимущественно как сообщения знаний, формирование умений, т.е. только как организацию усвоения учебного материала; б) схемы общения, взаимодействия преподавателя, методиста и мастеров; в) объекта обучения только как совокупность усваиваемых знаний.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие статьи:

Психолого-педагогическое обоснование понятия «познавательный интерес»
Познавательный интерес – важнейшая область общего интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его мн ...

Перспективы существования высшего сестринского образования в России
С одной стороны, принята программа развития сестринского дела на период до 2020 г. , ряд других документов, в которых предусмотрено совершенствование высшего образования для медицинских сестер. С другой, появляются распоряжения, нормативные акты, из которых следует, что у высшего сестринского образования нет ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru