Технология формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения

Педагогика как наука » Процесс формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения » Технология формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения

Страница 6

Таким образом, познавательные мотивы мастера, его потребности, интересы, способности, уровень активности, развитость интеллектуальных процессов определяют методические решения (организацию учебного материала, использованные методы и средства, учебно-методические комплексы и т.д.). Важно изучить и довести до сведения преподавателей системы повышения квалификации диагностический материал, который характеризует буквально все стороны личности мастера, его национальные, половозрастные, индивидуально-психологические особенности.

В нашем исследовании особое значение, на наш взгляд, имеет определение исходного уровня развитости педагогической культуры у начинающих мастеров, которые перешли на педагогическую работу с производства, степень "поражения" их синдромом рабочей профессии. Поэтому характер общения с мастером должен определяться, во-первых, данными диагностики, во-вторых, личностью того, кто взаимодействует с мастером. В-третьих, содержание учебного материала: вопросы, задания мастеру и т.д., должно способствовать повышению активности "студента", направлять его учебные усердия, не фиксируя ошибки и промахи (считая их источником личностного развития), а используя их для дальнейшего развития личности мастеров, базовых компонентов, составляющих его интегральное личное качество - педагогическую культуру.

Анализ исследований, посвященных изучению субъект-субъектных отношений педагога и обучаемых (А. Дистервет), теории деятельности (А.Н. Леонтьев), активности обучаемого (Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев и др.), личностно-деятельностного опосредствования (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский), учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, И.И. Ильясов), позволяет, вслед за И.А. Зимней, выделить деятельностный компонент личностно - деятельностного подхода. В силу того, что на практике достаточно сложно повлиять на личности руководителей, которые окружают мастера, целесообразнее уделить большее внимание не только личности, но и в большей мере деятельности мастера, найти все "развивающие возможности", которые кроются в его деятельности, как теоретической, так и практической.

Преподаватели системы повышения квалификации и мастера, являясь наиболее распространенной "парой", представляющей собой субъектов образовательного процесса, в нашем исследовании играют роль такого взаимодействия, которое направляет, корректирует, оценивает, стимулирует, фиксирует процесс практической деятельности. Последняя же выступает в качестве ведущей, и в этом отношении во многом должна определять динамику развития педагогической культуры мастера.

Благодаря философам Гегелю, Фейербаху, Марксу, психологам М.Я. Басову, С.Л. Рубинштейну, А.Н. Леонтьеву в исследовании можно было воспользоваться выводами, вытекающими из основных положений общей теории деятельности, созданной вышеуказанными учеными.

Несмотря па то, что сама категория "деятельность", как и категория "сознание", еще разработана довольно слабо, можно в какой-то степени воспользоваться имеющимся теоретическим багажом. Во-первых, наличие деятеля, субъекта деятельности очень существенно. Во-вторых, необходимо обеспечить "опредмечивание" и "распредмечивание" - две стороны ее деятельности (Гегель, Маркс, Э.В. Ильенков, Э.Г. Юдин и др.), выражающие собой противоположность, единство и взаимопроникновение разных сторон человеческой предметной деятельности. Это означает, что, первоначально изучив способности мастера, необходимо добиваться того, чтобы они перешли в предмет, т.е. в воспитанников, процессы их развития, обучения и воспитания, воплотились в них, благодаря чему эти процессы становятся социальными (по Марксу).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие статьи:

Состояние звуковой стороны речи у детей
Нарушения звуковой стороны речи ребенка носят многообразный характер. Констатирующий эксперимент "Исследование состояния звукопроизношения речи детей" проводился в сентябре месяце 2005-2006 учебного года. В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста. После проведения обслед ...

Характеристика современных и традиционных педагогических технологий и их классификация
Проблема различия технологий и методик до сих пор достаточно дискуссионная. Одни ученые полагают, что технология – это форма реализации методики, другие говорят, что понятие технологии шире, чем методика. Поэтому легко спутать эти два понятия. Чтобы этого не произошло нужно знать, что приоритетный вопрос мет ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru