Технология формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения

Педагогика как наука » Процесс формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения » Технология формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения

Страница 6

Таким образом, познавательные мотивы мастера, его потребности, интересы, способности, уровень активности, развитость интеллектуальных процессов определяют методические решения (организацию учебного материала, использованные методы и средства, учебно-методические комплексы и т.д.). Важно изучить и довести до сведения преподавателей системы повышения квалификации диагностический материал, который характеризует буквально все стороны личности мастера, его национальные, половозрастные, индивидуально-психологические особенности.

В нашем исследовании особое значение, на наш взгляд, имеет определение исходного уровня развитости педагогической культуры у начинающих мастеров, которые перешли на педагогическую работу с производства, степень "поражения" их синдромом рабочей профессии. Поэтому характер общения с мастером должен определяться, во-первых, данными диагностики, во-вторых, личностью того, кто взаимодействует с мастером. В-третьих, содержание учебного материала: вопросы, задания мастеру и т.д., должно способствовать повышению активности "студента", направлять его учебные усердия, не фиксируя ошибки и промахи (считая их источником личностного развития), а используя их для дальнейшего развития личности мастеров, базовых компонентов, составляющих его интегральное личное качество - педагогическую культуру.

Анализ исследований, посвященных изучению субъект-субъектных отношений педагога и обучаемых (А. Дистервет), теории деятельности (А.Н. Леонтьев), активности обучаемого (Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев и др.), личностно-деятельностного опосредствования (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский), учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, И.И. Ильясов), позволяет, вслед за И.А. Зимней, выделить деятельностный компонент личностно - деятельностного подхода. В силу того, что на практике достаточно сложно повлиять на личности руководителей, которые окружают мастера, целесообразнее уделить большее внимание не только личности, но и в большей мере деятельности мастера, найти все "развивающие возможности", которые кроются в его деятельности, как теоретической, так и практической.

Преподаватели системы повышения квалификации и мастера, являясь наиболее распространенной "парой", представляющей собой субъектов образовательного процесса, в нашем исследовании играют роль такого взаимодействия, которое направляет, корректирует, оценивает, стимулирует, фиксирует процесс практической деятельности. Последняя же выступает в качестве ведущей, и в этом отношении во многом должна определять динамику развития педагогической культуры мастера.

Благодаря философам Гегелю, Фейербаху, Марксу, психологам М.Я. Басову, С.Л. Рубинштейну, А.Н. Леонтьеву в исследовании можно было воспользоваться выводами, вытекающими из основных положений общей теории деятельности, созданной вышеуказанными учеными.

Несмотря па то, что сама категория "деятельность", как и категория "сознание", еще разработана довольно слабо, можно в какой-то степени воспользоваться имеющимся теоретическим багажом. Во-первых, наличие деятеля, субъекта деятельности очень существенно. Во-вторых, необходимо обеспечить "опредмечивание" и "распредмечивание" - две стороны ее деятельности (Гегель, Маркс, Э.В. Ильенков, Э.Г. Юдин и др.), выражающие собой противоположность, единство и взаимопроникновение разных сторон человеческой предметной деятельности. Это означает, что, первоначально изучив способности мастера, необходимо добиваться того, чтобы они перешли в предмет, т.е. в воспитанников, процессы их развития, обучения и воспитания, воплотились в них, благодаря чему эти процессы становятся социальными (по Марксу).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие статьи:

Профилактика безнадзорности несовершеннолетних как направление работы социального педагога общеобразовательной школы
Руководитель Департамента образования считает, что в основе решения проблемы детской безнадзорности лежит профилактическая работа с семьями, в первую очередь с семьями, находящимися в социально опасном положении - малообеспеченными, неполными; семьями, где есть безработные, злоупотребляющие алкоголем. По ее ...

Требования к современному уроку
Зная характеристику урока, как целостной системы, учитывая особенности типологии и структуры уроков, необходимо остановиться на современных требованиях к уроку истории. В основе рациональной организации урока лежат требования, соблюдение которых позволяет учителю повысить коэффициент полезной деятельности уч ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru