Общие выводы, вытекающие из результатов исследования, можно сформулировать следующим образом.
Было убедительно показано, что личностно-деятельностная концепция мастера является эффективной и оправданной, так как актуализируется педагогическое самосознание, являющееся ядром педагогической культуры, что приводит к уточнению представлений мастера о себе как профессионале.
Обосновано посредством опытно-экспериментальной работы то, что педагогический опыт мастера можно целенаправленно развивать посредством критического оценивания собственного опыта, как с помощью педагогического самообразования, так и по месту работы, что позволяет развивать способности мастера ориентироваться во всей системе педагогической деятельности, существующих и возникающих отношениях, самостоятельно определять место и цели собственной педагогической деятельности в целом и основных ее этапов.
Показано, что педагогические убеждения мастера можно целенаправленно развивать посредством переосмысления им своих взглядов и позиций, что позволяет самостоятельно принимать решения в различных педагогических ситуациях, реализовать собственную систему взглядов на педагогическую действительность.
В исследовании показано, что осуществление этапов педагогической подготовки связано с принятием системы принципов, служащих основой единения организаторов педагогической подготовки в системе повышения квалификации, по месту работы и каждого конкретного (а не "среднего") мастера.
К ним относятся принципы: учебной и профессиональной свободы, положительные эмоции, стремления к личным достижениям, удовлетворенности образовательным процессом, личностного развития, систематической реинтерпретации, фасилитации.
Отмечено, что процесс развития педагогической культуры является процессом по природе социальным, требующим наличия значимых друг для друга личностей.
Кроме личностной обусловленности характера процесса развития педагогической культуры мастера, особую роль, как показало исследование, играет дидактическая составляющая системы их педагогической подготовки. В результате взаимодействия ее форм с компонентами педагогической культуры мы получаем конкретные цели, специфическое содержание, формы, методы и средства обучения, в основе которых лежат теоретические положения личностно-деятельностного подхода.
Показано, что условием проектирования системы педагогической подготовки является построение личностно-деятельностной концепции развития педагогической культуры мастера на основе обобщения опыта работы профессионально-педагогических коллективов профессиональных образовательных учреждений. Выявлены противоречия психолого-педагогических и социальных затруднений в решении данной задачи и возможностей их преодоления.
Подтверждена истинность выдвинутой гипотезы исследования посредством разработки программы и организации опытно - экспериментальной работы.
В исследовании показано, что использование личностно - деятельностного подхода к организации педагогической подготовки мастеров экспериментальных образовательных учреждений г. Махачкалы обеспечило положительный результат в развитии у профессионально - педагогических работников высокой педагогической культуры.
Проведенное исследование, естественно, не претендует на решение всего комплекса теоретических, методологических, прикладных проблем развития такого интегративного качества личности мастера профессионального (производственного) обучения как его педагогическая культура. В этой связи важно было, развивая концепцию, не только оформить теоретические положения, зафиксировать знания по профессиональной педагогике на данный момент, не только разработать инструментарий исследования, но и поставить нерешенные проблемы и вопросы, требующие координации усилий, единства действий, научных изысканий психологов, философов, педагогов и методистов.
В частности, представляет интерес решение таких важных вопросов, как зависимость развития педагогической культуры мастеров профессионального (производственного) обучения от общей культуры педагогов, взаимосвязь процессов развития педагогической культуры, педагогического мастерства, педагогической компетентности мастеров профессионального (производственного) обучения и др.
Другие статьи:
Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни
Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья дошкольников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Знания о ЗОЖ формируются в ходе уроков и во внеклассной деятельности. В ходе развития представлений о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «уро ...
Апробация текстов “описывающих ход исследования”
Краткая характеристика разработанных текстов “описывающих ход исследования” и методика применения этих текстов. Сначала эти тексты состояли просто из рассуждений. В результате обсуждения с научным руководителем и учителями решили, что текст будет лучше восприниматься, если рассуждения в нем будут излагаться ...