Специфика коррекционного обучения

Страница 1

Сумма методов обучения - это путь познания окружающей действительности, который и предлагается воспитанникам коррекционной школы.

Есть несколько видов классификаций методов обучения:

1. Классификация по методам работы учащегося и учителя:

способы преподавания: рассказ, беседа, объяснение, то есть приемы, в которых основная роль принадлежит учителю. Задача ученика сводится к пониманию, запоминанию и воспроизведению преподаваемого материала;

способы научения: упражнения и самостоятельные и практические работы, то есть такие приемы, главная роль в которых принадлежит ученикам, принадлежит и контролирует усвоение знаний, помогает и поправляет воспитанника.

2. Классификация И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина основывается на внутренних характеристиках мыслительной деятельности учеников.

3. Классификация Б.П. Есипова базируется на выполняемой учебной задаче на определенном типе уроков. То есть та или иная учебная задача должна иметь определенный метод.

4. Наиболее распространена в настоящее время классификация, подразделяющаяся по характеру познавательной деятельности на 3 группы по методам обучения:

1. словесные методы - главная форма общения преподавателя с учениками. К таким методам относятся описание, рассказ, объяснение, беседа;

2. наглядные методы;

3. практические методы.

Рассмотрим словесные методы подробнее. Словесные методы изложения учебного материала - это самые важные в процессе преподавания в коррекционной школе. Именно словесные методы содействуют установлению контакта учителя и учеников, что, приводит к оптимизации процесса усвоения знаний. Кроме этого, слово преподавателя - это образец устной речи для учеников, который углубляет понимание речи окружающих людей, расширяет словарь детей. Так как значение учительской речи в процессе обучения довольно высоко, к устному изложению преподавателем учебного материала должны предъявляться определенные требования:

научная достоверность преподаваемого материала, который излагается преподавателем и является важным условием успешного обучения

системность и последовательность изложения материала важно для учителей коррекционной школы, об этом говорилось выше;

доступность и понятность преподаваемого материала - такие факторы зависят от личности преподавателя и его способности связно, ясно и четко излагать новый материал, объяснять непонятные моменты ученикам. Дети - олигофрены имеют определенные сложности даже с усвоением ограниченного количества знаний;

рассказываемый материал должен быть интересен учащимся; Урок становится интереснее, и эффективнее в том случае, если преподаватель приводит примеры из практической жизни, трудовой деятельности, которые близки ученикам;

устное изложение материала важно сочетать с наглядными и практическими уроками, то есть нужно использовать наглядные пособия, графические и иллюстративные работы, материал необходимо закреплять с помощью самостоятельных работ и упражнений;

целостность, завершенность и познавательная важность - главные требования к содержанию излагаемого преподавателем материала.

Также к необходимым качествам преподавателя-дефектолога относятся хорошая дикция, выразительная и грамотная речь, правильное построение фраз.

Рассказ - это один из главных методов обучения в специальной школе. Рассказом называют форму изложения учебного материала, которая представляет собой словесное описание события, явления, или какого либо факта. В качестве метода, рассказ можно использовать на разных этапах уроков. Рассказ используется для того, чтобы сообщить новые знания, если материал не требует особых теоретических доказательств и для сообщения дополнительных знаний. Рассказ может занимать самостоятельное место на уроке или включаться в ход объяснения на разных этапах. В начале урока рассказ подготавливает учеников к усвоению нового материала, в конце урока - обобщает изученное, если учащиеся не могут этого сделать сами. В коррекционной школе к рассказу необходимо предъявлять определенные требования. Но в рассказе должен быть четко определена тема и содержание. Рассказ запоминается и усваивается значительно легче, если все сведения объединены единой задачей. Изложение рассказа должно быть последовательным и систематичным. Эмоциональность также необходима для рассказа. Рассказ преподавателя всегда должен быть адекватным в конкретной ситуации, недавним событиям и психологическим особенностям учащихся. Четкость структуры обязательна для рассказа в коррекционной школе.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Психолого-педагогические основы формирования познавательного интереса
Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования познавательных интересов является довольно значимой. Она служит отысканию таких путей обучения, которые привлекали бы к себе учащихся. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учеб ...

Условия применения проблемного обучения в учреждениях профессионально-технического и средне-специального образования
Проблемное обучение может быть реализовано на практике в учреждениях профессионально-технического и средне-специального образования при наличии определённых условий. Первое условие. Важнейшим условием эффективности проблемного обучения в учреждениях профессионально-технического и средне-специального образова ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru