Методика применения «опорных конспектов» в общеобразовательной школе

Страница 4

Отметка «3» ставится за знание и прямое применение правила или способа действия по одному вопросу, имеющемуся в ЛВК.

Отметка «4» ставится за более трудные задачи, использующие несколько вопросов ЛВК по данной теме.

Отметка «5» ставится за трудные задачи, использующие несколько взаимосвязанных тем, специальных приемов и способов действий.

Знание критериев стимулирует активную познавательную деятельность школьников, благотворно влияет на психологический климат в классе. Ребятам говорим, что природа дает каждому свою скорость нервных реакций, и поэтому один воспринимает информацию быстрее, а другой медленнее, но каждый путем тренировок способен усвоить школьную программу. Только каждому на это требуется свое время. После этого учащиеся благожелательнее относятся к помощи и разъяснениям учителя и более успевающих одноклассников.

Лучшие ученики заканчивают работу над решением практических заданий учебника, когда до конца года остается достаточное количество времени. Что делать в подобном случае? Чтобы продолжить дальнейшее развитие ученика, ему предлагаются блоки задач из других учебников. Хорошим подспорьем могут служить ранее действовавшие учебники. Таким образом продолжается развитие сильных, а слабые успевают достигнуть необходимого уровня знаний. Можно также давать дополнительные задания из различных учебников, организуя контроль и учет в условиях календарных планов, определенных программой, с использованием дозированного домашнего задания. Контрольные работы в таком случае проводятся в обычные календарные сроки.

Очень много времени на уроке отводится самостоятельному решению заданий. Достигнутый уровень работоспособности класса позволяет проводить подобную работу, поддерживая посильный уровень сложности заданий. Для самостоятельного решения на уроке предлагается достаточное количество заданий, чтобы ученик работал в высоком темпе и не отвлекался. После решения каждого задания следует проверка его учителем. Если решение правильное, ученик приступает к следующему заданию; если есть ошибка, учитель указывает на нее, и ученик продолжает решать до нахождения верного ответа. То есть работа ведется не для получения оценки, а для выявления и устранения недочетов. В соответствии с достигнутым учениками уровнем развития проводятся либо индивидуальные контрольные работы, либо контрольные работы с разными по сложности заданиями.

Важным результатом применения методики является достижение нового уровня развития самого учителя, способов его деятельности. Педагогу постоянно приходится отвечать на крупные блоки вопросов, задаваемых учениками; он должен проверить каждое задание, выполненное учеником. Ведь все решенные задания ученик заносит в свою ведомость учета для дальнейшего написания контрольной работы. Учитель не вправе не уметь решить хотя бы одной задачи из учебника, и решить нужно быстро, ибо ученик может любое задание вынести на «уроки открытых задач».

Теперь становится ясным, что если учитель ставит своим ученикам плохие отметки (в свете изложенных критериев выставления оценок), то он ставит их себе за свое незнание предмета, неумение его преподнести, неумение работать с родителями и учениками, за свое отношение к профессии.

Применение методики В. Ф. Шаталова позволяет сделать вывод о том, что школа существует прежде всего для школьника и что сегодня она имеет все возможности для поднятия качества образования.

Технологическая схема учебного процесса по В.Ф. Шаталову представлена в приложении А.

Главной заслугой В.Ф. Шаталова является разработка системы учебной деятельности школьников, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активной на уроке. Это достигается созданием определенного динамического стереотипа деятельности учащихся.

Основу стереотипа учебной деятельности представляют опорные конспекты (сигналы) – наглядные схемы, в которых закодирован учебный материал. Работа с опорными сигналами имеет четкие этапы и сопровождается еще целям рядом приемов и принципиальных методических решений.

Изучение теории в классе: обычное объяснение у доски (с мелом, наглядностью, ТСО), повторное объяснение по красочному плакату – опорному конспекту; кратное обозрение по плакату; индивидуальная работа учащихся над своими конспектами; фронтальное закрепление по блокам конспекта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие статьи:

Основные формы и методы внеклассной работы по географии
Содержание внеклассной работы определяет ее формы и способы проведения. При выборе форм, помимо содержания, во внеклассной работе учитывают возраст школьников, их интересы, уровень подготовки по географии, наличие свободного времени, реальные материальные возможности (например, при организации походов, экспе ...

Компенсация нарушений зрительного восприятия у детей с низким зрением
Для достижения эффективной и устойчивой компенсации нарушений зрительного восприятия предложен новый междисциплинарный подход. Этот подход основан на теории функциональных систем П.К. Анохина, теории психофизиологических основ психической деятельности Б.М. Теплова и Е.Н. Соколова, теории системной организаци ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru