Роль музыкального воспитания в развитии эмоций у детей с интеллектуальной недостаточностью

Педагогика как наука » Возможности использования музыки в эмоциональном развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью » Роль музыкального воспитания в развитии эмоций у детей с интеллектуальной недостаточностью

Страница 1

Упоминание о целительном и коррекционно-развивающем воздействии музыки уходит корнями в древние времена. Виднейшие учёные Пифагор, Аристотель, Платон указывали на лечебное и профилактическое воздействие музыки. Они считали, что музыка устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во Вселенной, в том числе нарушенные в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего её основные компоненты - мелодия и ритм, изменяет настроение человека, перестраивает его внутреннее состояние.

В античных источниках находится множество свидетельств, говорящих о чудесах, произошедших от воздействия музыки. Виднейший врач древности Авиценна тысячи лет назад лечил музыкой психические заболевания. В работах древнегреческого философа Пифагора есть описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека, восстанавливать душевную гармонию.

Музыка как терапевтическое средство широко использовалась также в Древнем Китае и Индии. Лечение душевных и физических расстройств проводилось посредством воздействия определённых тонов, звуков и определённых музыкальных инструментов на больные области тела. Вокальная музыка была признана наивысшим искусством, так как она естественна и создаётся человеческим голосом, а не инструментом.

В Средние века практика музыкальной психотерапии была связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом пациента и предпочтением им того или иного характера музыки. "Меланхолики любят серьёзную, не прерывающуюся грустную гармонию. Сангвиники, благодаря лёгкой возбудимости кровяных паров, всегда привлекаются танцевальным стилем. К таким же гармоническими движениям стремятся и холерики, у которых танцы приводят к сильному воспалению желчи. Флегматиков, трогают тонкие женские голоса.

В культуре любой страны можно найти сведения об использовании музыки в нормализации душевного состояния людей, то есть в психотерапевтических целях.

В педагогике большое значение уделяется музыке, поскольку известно, что музыка обладает особыми выразительными средствами, возможностью непосредственно выражать эмоции, музыка оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние, развивает у ребенка чувство прекрасного. Под влиянием музыки ребенок способен включаться в многообразные контакты с окружающим миром, полнее раскрывать свои способности (Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева).

Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развития музыкальности. Под музыкальностью мы подразумеваем умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на эмоциональные переживания, воплощённые в ней; умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности.

В работе с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта музыкальное воспитание является частью системы коррекционно-педагогической работы, поскольку решает как собственно музыкальные, так и коррекционно-развивающие задачи. Под влиянием музыки ребенок может полнее раскрыть свои способности, проявить возможности, активизировать свои познавательные способности ( Е. А. Екжанова, Н. М. Соколова , О. П. Гаврилушкина, Е. А. Стребелева).

Музыкальное воспитание направлено на развитие у детей с нарушением интеллекта способности эмоционально, адекватно воспринимать музыку различного характера, на формирование слухового внимания и сосредоточения, музыкального слуха, на привлечение детей к различным видам музыкальной деятельности (пению, танцам, музыкально-дидактическим и хороводным играм, игре на детских музыкальных инструментах).

По мнению исследователей, музыка должна сопровождать ребенка не только на специально организованных музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни. В практике работы с детьми дошкольного возраста музыку необходимо использовать в различные режимные моменты: во время самостоятельной игровой и продуктивной деятельности детей, перед сном, при организации на занятиях динамических и релаксационных пауз и др. Элементы музыкально-ритмических занятий широко используют и другие специалисты в процессе индивидуальной и подгрупповой работы, в том числе в работе по коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы ребенка с нарушением интеллекта.

Программой воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта выделены основные направления и задачи коррекционно-развивающей работы на музыкальных занятиях. Можно выделить следующие направления:

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Письмо как вид речевой деятельности
В отличие от таких видов речевой деятельности, как говорение и слушание, письмо (а также чтение) осваивается человеком в процессе целенаправленного обучения. До сравнительно недавнего времени неумение читать и писать не считалось признаком неготовности ребенка к школе, однако в настоящее время, в связи с нар ...

Методики коррекционного обучения
Методология специальной психологии, как и всей отечественной психологии, базируются на общих методологических положениях диалектического материализма. Большое значение для понимания психического развития имеет значение принцип детерминизма. Он означает, что все психические явления, понимаются как проявления, ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru