Роль музыкального воспитания в развитии эмоций у детей с интеллектуальной недостаточностью

Педагогика как наука » Возможности использования музыки в эмоциональном развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью » Роль музыкального воспитания в развитии эмоций у детей с интеллектуальной недостаточностью

Страница 1

Упоминание о целительном и коррекционно-развивающем воздействии музыки уходит корнями в древние времена. Виднейшие учёные Пифагор, Аристотель, Платон указывали на лечебное и профилактическое воздействие музыки. Они считали, что музыка устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во Вселенной, в том числе нарушенные в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего её основные компоненты - мелодия и ритм, изменяет настроение человека, перестраивает его внутреннее состояние.

В античных источниках находится множество свидетельств, говорящих о чудесах, произошедших от воздействия музыки. Виднейший врач древности Авиценна тысячи лет назад лечил музыкой психические заболевания. В работах древнегреческого философа Пифагора есть описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека, восстанавливать душевную гармонию.

Музыка как терапевтическое средство широко использовалась также в Древнем Китае и Индии. Лечение душевных и физических расстройств проводилось посредством воздействия определённых тонов, звуков и определённых музыкальных инструментов на больные области тела. Вокальная музыка была признана наивысшим искусством, так как она естественна и создаётся человеческим голосом, а не инструментом.

В Средние века практика музыкальной психотерапии была связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом пациента и предпочтением им того или иного характера музыки. "Меланхолики любят серьёзную, не прерывающуюся грустную гармонию. Сангвиники, благодаря лёгкой возбудимости кровяных паров, всегда привлекаются танцевальным стилем. К таким же гармоническими движениям стремятся и холерики, у которых танцы приводят к сильному воспалению желчи. Флегматиков, трогают тонкие женские голоса.

В культуре любой страны можно найти сведения об использовании музыки в нормализации душевного состояния людей, то есть в психотерапевтических целях.

В педагогике большое значение уделяется музыке, поскольку известно, что музыка обладает особыми выразительными средствами, возможностью непосредственно выражать эмоции, музыка оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние, развивает у ребенка чувство прекрасного. Под влиянием музыки ребенок способен включаться в многообразные контакты с окружающим миром, полнее раскрывать свои способности (Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева).

Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развития музыкальности. Под музыкальностью мы подразумеваем умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на эмоциональные переживания, воплощённые в ней; умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности.

В работе с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта музыкальное воспитание является частью системы коррекционно-педагогической работы, поскольку решает как собственно музыкальные, так и коррекционно-развивающие задачи. Под влиянием музыки ребенок может полнее раскрыть свои способности, проявить возможности, активизировать свои познавательные способности ( Е. А. Екжанова, Н. М. Соколова , О. П. Гаврилушкина, Е. А. Стребелева).

Музыкальное воспитание направлено на развитие у детей с нарушением интеллекта способности эмоционально, адекватно воспринимать музыку различного характера, на формирование слухового внимания и сосредоточения, музыкального слуха, на привлечение детей к различным видам музыкальной деятельности (пению, танцам, музыкально-дидактическим и хороводным играм, игре на детских музыкальных инструментах).

По мнению исследователей, музыка должна сопровождать ребенка не только на специально организованных музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни. В практике работы с детьми дошкольного возраста музыку необходимо использовать в различные режимные моменты: во время самостоятельной игровой и продуктивной деятельности детей, перед сном, при организации на занятиях динамических и релаксационных пауз и др. Элементы музыкально-ритмических занятий широко используют и другие специалисты в процессе индивидуальной и подгрупповой работы, в том числе в работе по коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы ребенка с нарушением интеллекта.

Программой воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта выделены основные направления и задачи коррекционно-развивающей работы на музыкальных занятиях. Можно выделить следующие направления:

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Особенности коммуникативной сферы студентов ФВСО
При анализе особенностей коммуникативной сферы было выяснено, какая манера поведения более свойственна студентам: Рис 13. Особенности коммуникативной сферы студентов Большинство респондентов (рис. 13) занимает активную жизненную позицию - предпочитают быть в центре коллектива – 53% опрошенных, однако при это ...

Профориентационная работа в школах
В настоящее время всё более актуальными становятся и проблемы интеграции профориентационной работы школы и вуза, школы и производства. Совместную профориентационную деятельность образовательных учреждений авторы некоторых работ определяют как комплекс организационных, психолого-педагогических и других меропр ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru