Роль музыкального воспитания в развитии эмоций у детей с интеллектуальной недостаточностью

Педагогика как наука » Возможности использования музыки в эмоциональном развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью » Роль музыкального воспитания в развитии эмоций у детей с интеллектуальной недостаточностью

Страница 2

- слушание музыки;

- пение;

- музыкально-ритмические движения и танцы;

- игра на элементарных музыкальных инструментах

- театрализованная деятельность ( Л Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова и др.).

Результаты изучения О. П. Гаврилушкиной особенностей музыкального развития детей с нарушением интеллекта показали, что музыкальное воспитание является одним из важнейших путей коррекционного воздействия на детей данной категории. Было выявлено, что особенности музыкального развития дошкольников с нарушением интеллекта проявляются как в восприятии музыки, так и в пении, в музыкально-ритмических движениях.

Коррекционные возможности музыкального искусства в различных его сочетаниях по отношению к ребёнку с нарушениями проявляются, прежде всего, в том, что оно выступает источником позитивных переживаний ребёнка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, обеспечивает формирование музыкальной культуры и осуществление коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, создаёт условия для социальной адаптации.

Так как дети с интеллектуальными проблемами затрудняются в адекватном словесном обозначении переживаемой ситуации, на первый план выходит эмоциональное общение, язык чувств.

Музыка, как самый эмоциональный из всех видов искусств, близка впечатлительной натуре ребёнка, и в этом заключается сила её воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребёнка, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушными к музыке, следовательно, она поможет любому ребёнку разобраться в своих и чужих переживаниях, сравнивая некоторые музыкальные впечатления с основными эмоциональными представлениями, оценивающими личностные качества человека.

Таким образом, для того, чтобы выработать у детей положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.д.) и изжить невротические проявления (страхи, опасения, неуверенность и т.д.), нужно научить детей осознавать значение данных понятий.

Дошкольный период – это период накопления музыкальных впечатлений, интенсивного музыкального восприятия, развития эмоциональной сферы и творческого воображения. Ребёнок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. Накоплению музыкальных впечатлений помогает, прежде всего, слушание музыки, благодаря чему создаётся музыкально- эмоциональная среда для развития чувств, а также и коррекции нарушенной эмоционально-волевой сферы .

В результате анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к следующим выводам:

- эмоции помогают ребёнку воспринимать действительность и реагировать на неё. К дошкольному возрасту у ребёнка наблюдается адекватное проявление эмоций, стабильный эмоциональный фон, ребёнок способен управлять своими эмоциями. Основными базовыми эмоциями являются: страх, радость, грусть и злость.

- эмоциональная сфера детей с нарушением интеллекта характеризуется незрелостью, дети склонны к полярным, лишённым тонких оттенков эмоциям. Эмоции поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым, резким изменениям. Дети с нарушением интеллекта слабо контролируют свои эмоциональные проявления.

- музыка, как наиболее эмоциональная из всех видов искусств, близка ребёнку-дошкольнику. Музыка является мощнейшим средством воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается эстетическое восприятие ребёнка, богаче становятся его переживания, его эмоциональное восприятие действительности.

- музыка должна сопровождать ребенка не только на специально организованных музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни. В работе с детьми музыку необходимо включать в различные режимные моменты: во время самостоятельной игровой и продуктивной деятельности детей, перед сном, при организации на занятиях динамических и релаксационных пауз и др. Необходимо использовать элементы музыкально-ритмических занятий в процессе индивидуальной и подгрупповой работы специалистами с целью развития эмоционально-волевой сферы ребенка с нарушением интеллекта.

Страницы: 1 2 


Другие статьи:

Реализация требований программы в учебниках английского языка
Объектом нашего сопоставительного анализа стали три учебно-методических комплекса, рассчитанных на младших школьников. Это учебник И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной для II класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, а также 2 учебника англоязычных авторов – «Bravo» Джуди Вест и ...

Урок как целостная система
В условиях существующих организационных форм обучения применяется многообразный арсенал различных методических средств. От формы организации обучения во многом зависит выбор тех или иных источников, из которых учащиеся получают знания. Поэтому одной из важнейших задач методики является разработка форм органи ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru