Роль музыкального воспитания в развитии эмоций у детей с интеллектуальной недостаточностью

Педагогика как наука » Возможности использования музыки в эмоциональном развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью » Роль музыкального воспитания в развитии эмоций у детей с интеллектуальной недостаточностью

Страница 2

- слушание музыки;

- пение;

- музыкально-ритмические движения и танцы;

- игра на элементарных музыкальных инструментах

- театрализованная деятельность ( Л Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова и др.).

Результаты изучения О. П. Гаврилушкиной особенностей музыкального развития детей с нарушением интеллекта показали, что музыкальное воспитание является одним из важнейших путей коррекционного воздействия на детей данной категории. Было выявлено, что особенности музыкального развития дошкольников с нарушением интеллекта проявляются как в восприятии музыки, так и в пении, в музыкально-ритмических движениях.

Коррекционные возможности музыкального искусства в различных его сочетаниях по отношению к ребёнку с нарушениями проявляются, прежде всего, в том, что оно выступает источником позитивных переживаний ребёнка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, обеспечивает формирование музыкальной культуры и осуществление коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, создаёт условия для социальной адаптации.

Так как дети с интеллектуальными проблемами затрудняются в адекватном словесном обозначении переживаемой ситуации, на первый план выходит эмоциональное общение, язык чувств.

Музыка, как самый эмоциональный из всех видов искусств, близка впечатлительной натуре ребёнка, и в этом заключается сила её воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребёнка, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушными к музыке, следовательно, она поможет любому ребёнку разобраться в своих и чужих переживаниях, сравнивая некоторые музыкальные впечатления с основными эмоциональными представлениями, оценивающими личностные качества человека.

Таким образом, для того, чтобы выработать у детей положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.д.) и изжить невротические проявления (страхи, опасения, неуверенность и т.д.), нужно научить детей осознавать значение данных понятий.

Дошкольный период – это период накопления музыкальных впечатлений, интенсивного музыкального восприятия, развития эмоциональной сферы и творческого воображения. Ребёнок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. Накоплению музыкальных впечатлений помогает, прежде всего, слушание музыки, благодаря чему создаётся музыкально- эмоциональная среда для развития чувств, а также и коррекции нарушенной эмоционально-волевой сферы .

В результате анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к следующим выводам:

- эмоции помогают ребёнку воспринимать действительность и реагировать на неё. К дошкольному возрасту у ребёнка наблюдается адекватное проявление эмоций, стабильный эмоциональный фон, ребёнок способен управлять своими эмоциями. Основными базовыми эмоциями являются: страх, радость, грусть и злость.

- эмоциональная сфера детей с нарушением интеллекта характеризуется незрелостью, дети склонны к полярным, лишённым тонких оттенков эмоциям. Эмоции поверхностны, неустойчивы, подвержены быстрым, резким изменениям. Дети с нарушением интеллекта слабо контролируют свои эмоциональные проявления.

- музыка, как наиболее эмоциональная из всех видов искусств, близка ребёнку-дошкольнику. Музыка является мощнейшим средством воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается эстетическое восприятие ребёнка, богаче становятся его переживания, его эмоциональное восприятие действительности.

- музыка должна сопровождать ребенка не только на специально организованных музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни. В работе с детьми музыку необходимо включать в различные режимные моменты: во время самостоятельной игровой и продуктивной деятельности детей, перед сном, при организации на занятиях динамических и релаксационных пауз и др. Необходимо использовать элементы музыкально-ритмических занятий в процессе индивидуальной и подгрупповой работы специалистами с целью развития эмоционально-волевой сферы ребенка с нарушением интеллекта.

Страницы: 1 2 


Другие статьи:

Требования к знаниям и умениям учащихся по линии информационных технологий
Учащиеся должны знать: ● способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы); ● назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров); ● основные режимы работы текстовых редакторов (ввод, редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и з ...

Особенности личностного и речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
общий недоразвитие речь пространственный В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru