Возможности использования музыки в эмоциональном развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Педагогика как наука » Возможности использования музыки в эмоциональном развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства придают особую окраску и выразительность всех сторон жизни ребёнка, поэтому эмоции, которые испытывает ребёнок, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

По мнению исследователей развитие психических функций и личности ребенка проявляется у детей в интеллектуальной, поведенческой и эмоциональной сферах. При этом эмоциональный компонент в дошкольном возрасте является ведущим (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, С. Д. Дерябо, И. Э. Куликовская и др.).

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в практике работы с детьми дошкольного возраста не всегда уделяется достаточное внимание эмоциональному развитию ребенка в отличие от его интеллектуального развития. Вместе с тем только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности, обеспечить успешное личностное развитие ребенка в дошкольном возрасте ( Л.С. Выготский, А. В. Запорожец К. Изард).

По мнению К. Изарда эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие. С другой стороны, в процессе развития ребенка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношение с окружающими, возрастает способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции, распознавать их, давать им оценку. Сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.

То, что писал Л.С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребёнок». Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

Таким образом, развитие эмоций ребенка в дошкольном возрасте, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных задач воспитания. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, актуальна.

Объект исследования: эмоциональная сфера детей с интеллектуальной недостаточностью.

Предмет исследования: развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Цель исследования: Изучение возможностей использования музыки на коррекционно-развивающих занятиях для обеспечения эмоционального развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что у детей с интеллектуальной недостаточностью уровень развития эмоциональной сферы снижен, осознание, и понимание ими основных эмоций происходит со значительными трудностями, преодоление имеющихся трудностей будет наиболее эффективно при использовании на коррекционно-развивающих занятиях специально подобранного музыкального репертуара.

В соответствии с выдвинутой гипотезой и для достижения цели исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Подобрать методики для исследования эмоциональной сферы дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

3. Изучить уровень развития и особенности эмоциональной сферы у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

4. Разработать методические рекомендации по использованию музыки на коррекционно-развивающих занятиях с целью развития эмоциональной сферы ребёнка.


Другие статьи:

Статистическая характеристика теста
тест физика учащийся статистический По результатам тестирования получены первичные результаты (Приложение 1). При анализе первичных результатов был выявлен аномальный результат: один обучающийся (Курмышев Максим) ответил правильно на все задания тестового материала. При статистическом анализе тестового матер ...

Психологический анализ ошибок чтения
Ошибки в процессе выработки какого-либо навыка возникают вследствие перестройки механизмов, в начале плохо, а потом все лучше и лучше обеспечивающих определенные действия. Ошибки чтения проявляются в результате недостаточной сработанности зрительного и двигательного анализаторов. Чтец обрывает процесс зрител ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru