Основные понятия об эмоциях

Страница 1

Эмоциональный мир человека очень сложен и богат. В психологии, характеризуя эмоциональные состояния человека, употребляют понятия «чувства» и «эмоции». В широком смысле эти понятия означают одно и то же. В более узком - эмоции есть элементарные переживания, выражающие реакцию удовлетворения или неудовлетворения органических потребностей в пище, питье, тепле и т.п. Жизнь в человеческом обществе, общественная природа человека обусловили развитие особой формы эмоционального отношения человека к действительности. Эта особая форма отношения человека к окружающему миру выражается в чувствах, основой которых являются потребности человека в определенных связях с другими людьми (потребности в общении, в выполнении общественных требований, в оценке другими людьми результатов труда и т.д.). Возникновение чувств находится в тесной связи с духовными (культурными) потребностями.

Нервно-психологической основой эмоционального переживания человека служит возбуждение коры мозга, подкорковых центров и физиологические процессы, происходящие в вегетативной нервной системе. Ведущая роль принадлежит коре головного мозга, которая регулирует протекание эмоций и чувств, оказывая как тормозящее, так и возбуждающее влияние на подкорковые центры. Процесс эмоционального переживания сопряжен с целым рядом изменений в организме человека: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системе. Эмоции и чувства сопровождаются изменением ритма дыхания, частоты пульса, кровяного давления, расширением зрачков, побледнением или покраснением кожного покрова. Для каждого эмоционального переживания характерны определенные изменения во внутренних органах человека. По всем изменениям в целом, происходящим в организме человека в эмоциональном состоянии, можно легко определить чувство или эмоциональное состояние, испытываемое человеком в определенный момент.

Эмоциональные переживания человека тесно связаны со второй сигнальной системой. Самые различные переживания возникают у человека в процессе беседы, слушании рассказа о том или ином событии, случае. Слово, речь способствуют осознанию человеком эмоциональных переживаний, контролируют чувства и эмоции.

Любая деятельность человека неразрывно связана с проявлением эмоций и чувств. Влияние эмоций и чувств на жизнедеятельность человека проявляется по-разному. В связи с этим различают активные и пассивные эмоции.

Активные (стенические) – это переживания, которые повышают жизнедеятельность человека, увеличивают его силу, вызывают активную деятельность. Это радостные, приятные переживания.

Пассивные (астенические) – это переживания, которые снижают жизнедеятельность человека, расслабляют его волю, лишают энергии. Это неприятные переживания.

Иногда одни и те же эмоции (страх, радость, горе и т.п.) могут вызвать как пассивную, так и активную реакцию человека. Различное действие эмоций обусловлено особенностями конкретной личности, и в частности, привычной для данной личности формой поведения. Определенное значение имеют и условия конкретной ситуации, в которой возникают переживания человека.

В процессе любой деятельности, в зависимости от этапа выполнения деятельности, можно наблюдать еще одну противоположность в эмоциях – напряжение или облегчение (разрешение).

Напряжение наблюдается в решающие моменты деятельности, которые определяют собой успех или неудачу. Напряжение нарастает по мере приближения критических моментов, а также после того, как они минуют, наступает облегчение (разрешение).

Большое значение в характеристике эмоциональных состояний имеют различия в силе и глубине их протекания.

Сила определяется тем, насколько эмоциональное состояние выражается внешне. Глубина связана с основными жизненными отношениями человека к предметам и явлениям действительности.

В жизни наблюдается самое разнообразное проявление эмоциональных переживаний. Среди них выделяют такие, которые отличаются особым своеобразием протекания и влиянием на поведение и деятельность человека. Это настроение, аффекты, страсти.

Настроение – это более или менее устойчивое состояние, которое оказывает положительное или отрицательное влияние на все другие переживания и деятельность человека.

Настроения вызываются самыми различными явлениями и событиями действительности, имеющими определенное значение для человека (успех или неудача в работе, радостное или печальное известие, приятный или неприятный разговор и т.д.), физическим самочувствием.

Настроение всегда имеет причину и может быть различным по своей продолжительности – проходящее и устойчивое.

Аффект - исключительно сильная, бурно протекающая эмоциональная реакция на объекты и явления действительности.

Аффективное состояние ярко выражается внешней специфической мимикой и жестикуляцией (плач, гнев, крик, судорожные движения, хохот и т.п.). Аффектами трудно, но можно управлять. Чем выше моральные качества личности, чем прочнее и у человека выработаны стойкие формы и привычки поведения, тем больше имеется возможностей в управлении аффектами.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Общая характеристика детей с ЗПР
эмоциональный психический изотерапия дошкольник В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка. Причиной такого отставания могут быть слабовыраженные орга ...

Значение использования исторических сведений на уроках физики
Немаловажным аспектом преподавания физики является исторический. Исторические сведения позволяют учащимся проследить за развитием науки, совершением научных открытий. Процесс обучения любой дисциплине заключается не только в усвоении информации, которую в противном случае пришлось бы воспринимать на веру, но ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru