Основные понятия об эмоциях

Страница 1

Эмоциональный мир человека очень сложен и богат. В психологии, характеризуя эмоциональные состояния человека, употребляют понятия «чувства» и «эмоции». В широком смысле эти понятия означают одно и то же. В более узком - эмоции есть элементарные переживания, выражающие реакцию удовлетворения или неудовлетворения органических потребностей в пище, питье, тепле и т.п. Жизнь в человеческом обществе, общественная природа человека обусловили развитие особой формы эмоционального отношения человека к действительности. Эта особая форма отношения человека к окружающему миру выражается в чувствах, основой которых являются потребности человека в определенных связях с другими людьми (потребности в общении, в выполнении общественных требований, в оценке другими людьми результатов труда и т.д.). Возникновение чувств находится в тесной связи с духовными (культурными) потребностями.

Нервно-психологической основой эмоционального переживания человека служит возбуждение коры мозга, подкорковых центров и физиологические процессы, происходящие в вегетативной нервной системе. Ведущая роль принадлежит коре головного мозга, которая регулирует протекание эмоций и чувств, оказывая как тормозящее, так и возбуждающее влияние на подкорковые центры. Процесс эмоционального переживания сопряжен с целым рядом изменений в организме человека: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системе. Эмоции и чувства сопровождаются изменением ритма дыхания, частоты пульса, кровяного давления, расширением зрачков, побледнением или покраснением кожного покрова. Для каждого эмоционального переживания характерны определенные изменения во внутренних органах человека. По всем изменениям в целом, происходящим в организме человека в эмоциональном состоянии, можно легко определить чувство или эмоциональное состояние, испытываемое человеком в определенный момент.

Эмоциональные переживания человека тесно связаны со второй сигнальной системой. Самые различные переживания возникают у человека в процессе беседы, слушании рассказа о том или ином событии, случае. Слово, речь способствуют осознанию человеком эмоциональных переживаний, контролируют чувства и эмоции.

Любая деятельность человека неразрывно связана с проявлением эмоций и чувств. Влияние эмоций и чувств на жизнедеятельность человека проявляется по-разному. В связи с этим различают активные и пассивные эмоции.

Активные (стенические) – это переживания, которые повышают жизнедеятельность человека, увеличивают его силу, вызывают активную деятельность. Это радостные, приятные переживания.

Пассивные (астенические) – это переживания, которые снижают жизнедеятельность человека, расслабляют его волю, лишают энергии. Это неприятные переживания.

Иногда одни и те же эмоции (страх, радость, горе и т.п.) могут вызвать как пассивную, так и активную реакцию человека. Различное действие эмоций обусловлено особенностями конкретной личности, и в частности, привычной для данной личности формой поведения. Определенное значение имеют и условия конкретной ситуации, в которой возникают переживания человека.

В процессе любой деятельности, в зависимости от этапа выполнения деятельности, можно наблюдать еще одну противоположность в эмоциях – напряжение или облегчение (разрешение).

Напряжение наблюдается в решающие моменты деятельности, которые определяют собой успех или неудачу. Напряжение нарастает по мере приближения критических моментов, а также после того, как они минуют, наступает облегчение (разрешение).

Большое значение в характеристике эмоциональных состояний имеют различия в силе и глубине их протекания.

Сила определяется тем, насколько эмоциональное состояние выражается внешне. Глубина связана с основными жизненными отношениями человека к предметам и явлениям действительности.

В жизни наблюдается самое разнообразное проявление эмоциональных переживаний. Среди них выделяют такие, которые отличаются особым своеобразием протекания и влиянием на поведение и деятельность человека. Это настроение, аффекты, страсти.

Настроение – это более или менее устойчивое состояние, которое оказывает положительное или отрицательное влияние на все другие переживания и деятельность человека.

Настроения вызываются самыми различными явлениями и событиями действительности, имеющими определенное значение для человека (успех или неудача в работе, радостное или печальное известие, приятный или неприятный разговор и т.д.), физическим самочувствием.

Настроение всегда имеет причину и может быть различным по своей продолжительности – проходящее и устойчивое.

Аффект - исключительно сильная, бурно протекающая эмоциональная реакция на объекты и явления действительности.

Аффективное состояние ярко выражается внешней специфической мимикой и жестикуляцией (плач, гнев, крик, судорожные движения, хохот и т.п.). Аффектами трудно, но можно управлять. Чем выше моральные качества личности, чем прочнее и у человека выработаны стойкие формы и привычки поведения, тем больше имеется возможностей в управлении аффектами.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Рекомендации по организации и руководству кружком технического творчества
1. Приступать к работе кружка следует после того, как будет подготовлено все необходимое. 2. Серьезное внимание надо уделить комплектованию кружка. 3. Стремиться к тому, чтобы члены кружка были одного возраста и имели одинаковую подготовку. Только в этом случае возможна правильная педагогическая постановка в ...

Моделирование уроков русского языка с использованием приемов развития познавательных интересов младших школьников с нарушением интеллекта
На формирующем этапе эксперимента с детьми экспериментальной группы мы начали проводить занятия, направленные на развитие познавательных интересов. Для развития познавательной активности учащихся мы применяли на занятиях разные приемы, которые способствовали привлечению внимания школьников к урокам русского ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru