Основные понятия об эмоциях

Страница 2

Страсть – сильное, стойкое и глубокое чувство, целенаправляющее все основные мысли и действия человека.

Причины формирования страсти разнообразны – они могут определяться осознанными убеждениями, исходить из телесных влечений, иметь патологическое происхождение. Страсть может приниматься личностью, а может осуждаться, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое.

Существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, наиболее удобной для практических целей, является классификация Изарда К. [6]

К основным, или фундаментальным, эмоциям Изард К., считая их врожденными, относит следующие: интерес, радость, удивление, отвращение, гнев, страх, стыд, чувство вины, презрение, дистресс.

Остальные эмоции являются производными.

Фундаментальные эмоции являются важными в жизни, но отдельно, не в сочетании с другими эмоциями, они существуют лишь в течение очень коротких периодов времени – до того как активизируются другие эмоции.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают различные комплексные состояния:

1.Тревожность – это комплекс эмоций, включающих страх, горе, гнев, стыд, вину;

2.Депрессия - горе, гнев, отвращение, презрение, страх, вина, робость;

3.Любовь (родительская, брата, сестры, друзей, романтическая) - особый комплекс аффектов;

4.Враждебность – гнев, отвращение и презрение.

Внешне эмоции и чувства проявляются в выразительных движениях. Моторный компонент обязателен при любой эмоциональной реакции, при любом эмоциональном состоянии.

Выражение лица играет важную роль в общении. Изард К. отмечал, что эмоции, отражающиеся на лице, «слышны лучше, чем речь».

Когда говорят о лицевых экспрессиях, то имеют в виду выражение на лице общечеловеческих эмоций, т.е. такие переживания человека, как страх, радость, печаль и т.д. Сюда же можно отнести и более сложную систему эмоциональных переживаний, объединяющихся понятием настроения. Эмоция отражается на лице мимично, а настроение задерживается в нем длительное время. Но эмоции и настроение тесно взаимосвязаны – второе вытекает из первого. Так, если переживание человеком ярости или злости удерживается несколько минут, говорят об эмоциях. Если же человек злится целый день, то мы имеем дело с настроением. То же самое можно говорить и о настроениях радости, печали и других переживаниях. Во всех подобных случаях мы сталкиваемся со стандартными эмоциональными масками. Таких масок, как доказано, только шесть. Это удивление, страх, отвращение, ярость (гнев), радость, печаль. Эти мимики универсальны, они характерны для населения любого региона нашей планета.

Раскроем три: радость, гнев (злость), печаль, которые будут рассмотрены в практической части исследования.

Радость – это одна из простейших эмоций, простейших с точки зрения мимического выражения и возможности расшифровки этого выражения. Простейшая улыбка возникает в результате сокращения всего одной пары мышц – скуловых. Эти мышцы, сокращаясь, оттягивают и слегка приподнимают уголки рта.

Настоящая социальная улыбка обычно вызывает также сокращение круговых мышц глаза. У взрослого человека сокращение этих мышц вызывает легкие морщинки, которые лучиками расходятся от внешних уголков глаз (так называемые «гусиные лапки»). Одновременное сокращение скуловых и круговых мышц глаза приподнимает щеки и создает легкий прищур. Это выражение имеет множество вариаций. Вопрос о том, можно ли считать все эти вариации улыбкой в строгом смысле, пока остается открытым, но в повседневной жизни мы, как правило, называем их улыбкой.

Фальшивая улыбка имеет две разновидности. Поддельная улыбка выражает не столько радость, сколько желание казаться радостным, а с помощью притворной улыбки человек пытается скрыть от окружающих свои негативные эмоции.

Также одним из проявлений радости является смех. Многие люди воспринимают смех как выражение бурной радости. Это справедливо, но не всегда. Смех, возникающий в процессе интимного общения, вызванный встречей с любимым человеком или решением трудной задачи, может действительно свидетельствовать об интенсивной эмоции радости. Однако когда мы смеемся над удачной шуткой, дружеским шаржем или при встречи с какой – то несуразностью, то мы смеемся не потому, что испытываем радость, а потому, что понимаем смысл шутки, намека, улавливаем несоответствие между двумя предметами или явлениями, которые почему-то оказались связанными вместе. Такой смех предполагает работу ума, мы должны уметь установить взаимосвязь между теми или иными предметами, уметь понять нелепость, абсурдность той или иной ситуации. Если ребенок смеется при виде вставшего на четвереньки отца, значит, он понимает неадекватность, нелепость его поведения. Есть смех, который не требует столь сложных когнитивных процессов. Даже младенцы смеются, когда их щекочут, ибо такой смех не предполагает работы ума.

В некоторых ситуациях эмоция радости вступает в довольно сложное взаимодействие с эмоцией стыда. Примером тому может быть ситуация, когда родители просят ребенка быть хозяином при приеме гостей. Ребенку нравится исполнять ответственную роль, но он стесняется незнакомых людей. Услышав по окончании приема похвалу в свой адрес, он может испытать одновременно радость и смущение: радость от того , что справился с возложенными на него обязанностями, смущение – от того, что стал центром внимания.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Понятие «чувство времени» в психолого-педагогический литературе
Чувство времени – природосообразная эстетическая способность личности чувствовать, гармонизировать, синхронизировать виртуальный и реальный мир. Чувство времени как эстетическое качество личности развивается на протяжении всей жизни. Однако основы эстетических чувств закладываются в период дошкольного возрас ...

Знакомство с понятием «ударение» в 1 классе
Период обучения грамоте – исключительно важный этап в формировании личности каждого ребёнка. Именно с уроков обучения грамоте начинается его школьная жизнь, на них он учится читать и писать, тем самым открывая себе путь к дальнейшему образованию. Навык постановки ударения по программе «Школа 2100» формируетс ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru