Цели, задачи внеклассной работы по географии и основные требования к ее организации и содержанию

Педагогика как наука » Занимательные формы внеклассной работы при изучении физической географии » Цели, задачи внеклассной работы по географии и основные требования к ее организации и содержанию

Страница 2

Внеклассная работа тесно связана с учебной и в тоже время, имеет ряд отличий, а именно: местом проведения внеклассных занятий служит не только кабинет географии, но и географическая площадка, экологическая тропа, школьный краеведческий (либо какой-то иной) музей, окружающая школу природа, предприятия производственной и непроизводственной сферы, лабораторий научно-исследовательских институтов и т.п.; шире применяются источники географической информации (карты, справочники, научная и научно-популярная литература, кинофильмы, видеофильмы и т.п.), а также методы исследования (наблюдения, сбор статистического материала, интервьюирование, полевые исследования, картографический метод и другие.). Чаще, чем на уроках, используются индивидуальные и коллективные (групповые) формы организации деятельности, в том числе разные виды игр. Возрастает самостоятельность учащихся, которые работают, как правило, на втором и третьем уровнях познавательной деятельности; возможность внедрения в жизнь района, где живут школьники, некоторых результатов их исследовательской деятельности (предложения по озеленению территории, прокладке новых маршрутов транспорта, более рациональному размещению предприятий социально-бытового обслуживания и т.п.). В таблице 1 рассматриваются общие черты и отличия внеклассной работы и учебной.

Таблица 1 Внеклассная работа и учебная работа по географии

Внеклассная работа

Учебная работа

Место проведения

Географическая площадка, экологическая тропа, музеи, окружающая школу природа, предприятия производственной и непроизводственной сферы

Кабинет географии

Формы проведения

Кружки, игры, викторины, экскурсии, географические вечера, олимпиады и т. д.

Уроки разных типов: комбинированные, изучения нового материала, проверки и контроля знаний и умений, обобщающего повторения, проблемные и др.

Посещение

Свободное посещение по степени заинтересованности; возрастает самостоятельность учащихся

Строгое посещение урока, выставление оценок

Методы

Наблюдения, сбор статистического материала, интервьюирование, полевые исследования, картографический метод и другие

Требования

Единство в дидактическом, логическом и психологическом отношениях, учет возрастных и индивидуальных особенностей; межпредметная связь с другими предметами

Результаты

Обогащение знаниями, умениями и навыками, развитие самостоятельности и творческой активности

Особенностью внеклассной работы по географии является осуществление межпредметных связей с различными школьными предметами: биологией, историей, физикой, химией, литературой и др. Реализация межпредметных связей во внеклассной работе приводит к интеграции и целостности, комплексности в содержании и организационных формах, позволяющих выразить общее в целях всестороннего развития личности. Интеграция форм и средств во внеклассной работе на базе крупных мероприятий, решающих не одну, а несколько воспитательных задач, позволяет формировать у учащихся обобщенные мировоззренческие идеи. Кроме того, реализация межпредметных связей на деятельностном уровне позволяет более успешно решать задачу формирования общеучебных умений, вооружать школьников знанием способов действий, а это значительно повышает их самостоятельность. Внеклассная работа во многом определяется особенностями содержания программы по данному предмету. В содержании внеклассной работы можно выделить два основных направления: 1) углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у школьников, имеющих большое образовательно-воспитательное значение; 2) формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ на местности, при работе с различными источниками информации в классе, при использовании приборов, а также персональных компьютеров.

Следует отметить, что и в том и в другом направлении широко используется краеведческий материал, развиваются умения школьников самостоятельно добывать знания, применять их на практике. В содержании внеклассной работы отмечают такие направления как научно-познавательное, историко-географическое, экологическое, экономическое, эстетическое, туристско-краеведческое, страноведческое.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Психолого-педагогические основы активизации познавательной деятельности при изучении прогрессий
Изучение прогрессий в средней общеобразовательной школе происходит в 9 классе. В соответствии с возрастной периодизацией – это дети подросткового и раннего юношеского возраста. В 9 классе средней общеобразовательной школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются пр ...

Технология формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения
В среде мастеров профессионального обучения бытуют ложные представления, иллюзии, заблуждения об удивительной легкости педагогического труда, о главенстве в педагогической деятельности технологических знаний, умений, навыков. В этой связи многие профессионально-педагогические работники считают, что педагогич ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru