Внеклассная работа тесно связана с учебной и в тоже время, имеет ряд отличий, а именно: местом проведения внеклассных занятий служит не только кабинет географии, но и географическая площадка, экологическая тропа, школьный краеведческий (либо какой-то иной) музей, окружающая школу природа, предприятия производственной и непроизводственной сферы, лабораторий научно-исследовательских институтов и т.п.; шире применяются источники географической информации (карты, справочники, научная и научно-популярная литература, кинофильмы, видеофильмы и т.п.), а также методы исследования (наблюдения, сбор статистического материала, интервьюирование, полевые исследования, картографический метод и другие.). Чаще, чем на уроках, используются индивидуальные и коллективные (групповые) формы организации деятельности, в том числе разные виды игр. Возрастает самостоятельность учащихся, которые работают, как правило, на втором и третьем уровнях познавательной деятельности; возможность внедрения в жизнь района, где живут школьники, некоторых результатов их исследовательской деятельности (предложения по озеленению территории, прокладке новых маршрутов транспорта, более рациональному размещению предприятий социально-бытового обслуживания и т.п.). В таблице 1 рассматриваются общие черты и отличия внеклассной работы и учебной.
Таблица 1 Внеклассная работа и учебная работа по географии
Внеклассная работа |
Учебная работа | |
Место проведения |
Географическая площадка, экологическая тропа, музеи, окружающая школу природа, предприятия производственной и непроизводственной сферы |
Кабинет географии |
Формы проведения |
Кружки, игры, викторины, экскурсии, географические вечера, олимпиады и т. д. |
Уроки разных типов: комбинированные, изучения нового материала, проверки и контроля знаний и умений, обобщающего повторения, проблемные и др. |
Посещение |
Свободное посещение по степени заинтересованности; возрастает самостоятельность учащихся |
Строгое посещение урока, выставление оценок |
Методы |
Наблюдения, сбор статистического материала, интервьюирование, полевые исследования, картографический метод и другие | |
Требования |
Единство в дидактическом, логическом и психологическом отношениях, учет возрастных и индивидуальных особенностей; межпредметная связь с другими предметами | |
Результаты |
Обогащение знаниями, умениями и навыками, развитие самостоятельности и творческой активности |
Особенностью внеклассной работы по географии является осуществление межпредметных связей с различными школьными предметами: биологией, историей, физикой, химией, литературой и др. Реализация межпредметных связей во внеклассной работе приводит к интеграции и целостности, комплексности в содержании и организационных формах, позволяющих выразить общее в целях всестороннего развития личности. Интеграция форм и средств во внеклассной работе на базе крупных мероприятий, решающих не одну, а несколько воспитательных задач, позволяет формировать у учащихся обобщенные мировоззренческие идеи. Кроме того, реализация межпредметных связей на деятельностном уровне позволяет более успешно решать задачу формирования общеучебных умений, вооружать школьников знанием способов действий, а это значительно повышает их самостоятельность. Внеклассная работа во многом определяется особенностями содержания программы по данному предмету. В содержании внеклассной работы можно выделить два основных направления: 1) углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у школьников, имеющих большое образовательно-воспитательное значение; 2) формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ на местности, при работе с различными источниками информации в классе, при использовании приборов, а также персональных компьютеров.
Следует отметить, что и в том и в другом направлении широко используется краеведческий материал, развиваются умения школьников самостоятельно добывать знания, применять их на практике. В содержании внеклассной работы отмечают такие направления как научно-познавательное, историко-географическое, экологическое, экономическое, эстетическое, туристско-краеведческое, страноведческое.
Другие статьи:
Проблема оценки качества образования
Не менее сложной оказывается сегодня и задача оценки качества образования. Традиционно оценка качества обученности студентов и выпускников осуществляется посредством контроля, с помощью всевозможных контрольных заданий, вопросов, практических задач. Средства контроля разрабатываются на специальностях с учето ...
Использование дидактической игры в формировании представлений
о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников в
педагогической практике
дидактический дошкольник геометрический игра С середины прошлого века дидактическая игра начал успешного использоваться в обучении детей до школы. В исследованиях отечественных педагогов и психологов подчеркивалась многоплановая взаимосвязь и взаимовлияние игры и обучения. В дидактических играх актуализирует ...