Цели, задачи внеклассной работы по географии и основные требования к ее организации и содержанию

Педагогика как наука » Занимательные формы внеклассной работы при изучении физической географии » Цели, задачи внеклассной работы по географии и основные требования к ее организации и содержанию

Страница 3

Научно-познавательное направление дополняет и углубляет вопросы содержания, которые вызывают особый интерес у школьников. К таким вопросам относят гипотезы и теории происхождения нашей планеты, процессы формирования ее оболочек, теорию литосферных плит, причины проявления вулканизма и землетрясений; происхождение человека и расселение его по материкам, стихийные природные явления, прогнозы развития природы Земли под влиянием хозяйственной деятельности человека; современные миграции населения стран мира, проблемы урбанизации и многие другие вопросы.

Историко-географическое направление опирается на задачу гуманитаризации школьной географии и призвано сосредоточить внимание на человеке, познающем свою планету, открывающем новые материки, острова, океаны и моря и осмысливающем процессы, происходящие в природе, и их причины. Поэтому внеклассная работа более широко, чем учебная, знакомит школьников с именами путешественников, мореплавателей, ученых исследователей, внесших вклад в географические открытия, в изучение Земли, в развитие географической науки. Это направление требует привлечения знаний по истории, этнографии, культуре, быту народов, современной политике.

Экологическое направление связано с углублением знаний о взаимодействии природы и общества, помогает осознать проблему «Человек и географическая (окружающая) среда», содействует нравственному и эстетическому воспитанию. Это направление связывает школьную географию с жизнью, учит школьников правилам поведения в природе, позволяет им проявить себя в социальной деятельности посредством решения экологических проблем своего края на посильном для себя уровне. Работа в этом направлении связана с изучением способов охраны природы (заповедники, заказники, памятники природы материков и океанов, страны в целом и своего родного края; редкие и исчезающие виды растений и животных своего края, отдельных стран и мира в целом). Составляются характеристики территорий, подверженных экологическим бедствиям, районов экологических катастроф (зона Сахеля в Африке, Аральское море и др.), изучается влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность (темы «Ландшафт и жилище человека», «Способы обработки почвы и земледельческие культуры народов мира», «Формы и строительный материал речных судов у разных народов мира» и так далее). В рамках экологического направления могут быть рассмотрены антропогенные и культурные ландшафты, расположенные в ближайшем к школе окружении (старые усадьбы, парки, лесопарки, скверы и сады). Предметом изучения могут стать вопросы рекреационной географии, раскрытые на доступном для школьников уровне.

Экономическое направление призвано расширить и углубить знания о хозяйственной деятельности, способствовать экономическому воспитанию, раскрыть нормы поведения в условиях рыночной экономики, воспитывать такие важные качества, как бережливость, хозяйственная смекалка. К темам этого направления могут быть отнесены: «Стоимость природных ресурсов, которые используются в домашнем хозяйстве», «Расходы государства на одного учащегося общеобразовательной школы в год», «Трудовые ресурсы своего края и проблемы их рационального использования» и другие.

С экологическими и экономическими направлениями тесно связана социальная деятельность школьников во внеклассной работе. Это общественно полезный труд учащихся в микрорайоне школы, а также практическая деятельность в период работы в летних лагерях труда и отдыха, в походах и экспедициях. Формы социальной деятельности зависят от региональных природных, социальных, экономических особенностей, условий жизни населения края, в котором находится школа. Прежде чем организовать учащихся на выполнение социально значимых дел, необходимо изучить предприятия материальной сферы в микрорайоне школы, учреждения нематериальной сферы (аптеки, магазины, библиотеки, отделения связи, учреждения науки, культуры, образования). Ознакомление с их работой поможет учащимся определить объекты приложения своего труда после окончания школы.

Эстетическое направление во внеклассной работе призвано научить школьников получать наслаждение от общения с природой, любоваться красотой ландшафтов, испытывать удовлетворение от труда по облагораживанию антропогенных комплексов в пределах своего микрорайона, своего жилища. Это направление способствует развитию художественного вкуса, выражается в создании рисунков, фотографий, их выставок.

Туристско-краеведческое направление особенно привлекает школьников, воспитывает любовь к природе, к родному краю. Это направление связано с организацией разных по продолжительности пеших, водных, лыжных походов, экспедиций школьников, туристических походов. Особенность этого направления - сочетание туризма с краеведческим изучением территории на выбранном маршруте, что требует согласованной работы многих учителей школы под руководством учителя географии. Туристско-краеведческая работа связана с изучением географических объектов непосредственно в природе, на производстве, а также в ходе посещения краеведческих музеев, выставок, находящихся на маршруте похода или экспедиции. Это направление работы ценно тем, что позволяет познакомить школьников с методами географических исследований, научить вести полевой дневник, съемку местности, составлять картосхемы маршрута похода, экскурсии, экспедиции, вести визуальные наблюдения, пользоваться приборами и инструментами для изучения объектов и явлений природы. Работа учителя географии по этому направлению требует от него тщательного продумывания всех этапов. Подготовительный этап включает формирование туристских навыков у школьников, выбора маршрута, составления программы краеведческого изучения территории, определения цели похода или экспедиции, получения задания научного характера от какого-либо учреждения (чаще всего эти задания носят экологический характер). В ходе проведения похода, экспедиции учитель организует работу школьников, следит и помогает выполнять задания исследовательского характера. Заключительный этап работы требует подведения итогов: оформления отчетов, обработки собранных материалов и обогащения ими кабинетов географии, школьных краеведческих музеев. Вопросы организации туристско-краеведческой работы подробно освещены в специальной литературе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Случаи звукобуквенной асимметрии в современном английском языке
Одна из главных проблем носителей английского языка состоит в том, что английский алфавит не является адекватным, потому что количество звуков английского языка существенно больше, чем букв в алфавите. К примеру, нет отдельных букв, чтобы записать звуки [t∫], [∫], [ŋ] или [ð]. Этим он от ...

Некоторые особенности учебной деятельности старших школьников
В.А. Сухомлинский отмечал: “Из практики воспитательной работы многим учителям хорошо известно такое непонятное с первого взгляда явление: чем старше становится ученик, тем труднее ему учится… Причина этого явления в подавляющем большинстве случаев – неумение пользоваться обобщающими понятиями в целях познани ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru