Цели, задачи внеклассной работы по географии и основные требования к ее организации и содержанию

Педагогика как наука » Занимательные формы внеклассной работы при изучении физической географии » Цели, задачи внеклассной работы по географии и основные требования к ее организации и содержанию

Страница 4

Страноведческое направление отражает идею интеграции физико-географических, экономико- и социально-географических знаний. Чаще всего оно реализуется при изучении народов и стран, вопросов политической географии, событий текущей жизни. Содержание этого направления имеет большое культурологическое значение, обогащает школьников знаниями о странах и народах мира, которые в процессе изучения могут группироваться в различных вариантах: «Страны «карлики»», «Англоязычные страны», «Страны Магриба», «Аборигены, кто они такие?» (о коренных жителях материков или отдельных стран).

Во внеклассной работе по географии важно соблюдать следующие педагогические требования: общественно полезная направленность; профессиональная направленность; экологическая направленность; краеведческая направленность; современность содержания и форм внеклассной работы; учет возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся; сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся; системность, непрерывное развитие внеклассной работы.

Общественно полезная направленность внеклассной работы по географии требует от учителя такта, сочетания учительского руководства с детским самоуправлением, обеспечивающим удовлетворение личных интересов и склонностей учащихся. Общественно полезная направленность осуществляется путем проведения учащимися научных исследований, постановки опытов и экспериментов, работы по охране конкретных природных объектов и т. д.

Однако нельзя учащимся навязывать формы общественно полезной деятельности без учета их инициативы. Н.К. Крупская писала: «Общественно полезная работа имеет, прежде всего, воспитательную цель – воспитать из ребят общественников, а это возможно только тогда, когда цель будет им близка, понятна, будет их целью».

Профессиональная направленность учащихся является важнейшей частью внеклассной работы по географии. Профессиональная ориентация учащихся – это, прежде всего, сочетание склонностей, способностей личности с интересами общества.

Знакомство с профессиями осуществляется в ходе лекций, бесед, выступлений специалистов, докладов учащихся, диспутов о профессиях, чтения и обсуждения литературы. Большую помощь в профориентационной работе оказывают просмотры кинофильмов о профессиях, наблюдения на экскурсиях, выставках, музеях и так далее. Для осознанного восприятия материала важно, чтобы учащиеся проработали его самостоятельно путем изготовления наглядных пособий, выпуска рукописных материалов, работы над докладом, рефератом, сбором материала о замечательных людях – производственниках, ученых, работы над оформлением кабинета географии, уголка профориентации.

Важное место в профессиональной ориентации учащихся отводится факультативам и географическим кружкам. Их работа в целях профориентации должна сопровождаться заданиями общественно полезного характера, иметь исследовательскую направленность.

Эффективной формой профориентации во внеклассной работе по географии следует признать проведение конференций, посвященных различным профессиям; организацию тематического лектория.

Кабинет географии с целью профориентации оформляют специальные уголки или витрины, в которых помещают материалы о профессиях, связанных с географией, а также с профессиями, где необходимы географические знания и умения.

Из особенностей содержания современной географии вытекает такое требование к внеклассной работе, как экологическая направленность. Она связана с формированием ответственного отношения учащихся к природе, которое строится на основе знаний о целостности природы, взаимозависимости и взаимообусловленности компонентов природы; формированием элементарных навыков поведения в природе, умения оценивать результаты влияния деятельности человека на окружающую среду. Раскрытие взаимосвязей человека и природы рассматривается во внеклассной работе по географии на глобальном, региональном и местном (локальном) уровнях.

«Заземление» всех направлений внеклассной работы на местном уровне – необходимое условие воспитания убежденности, действительности географических знаний. Отсюда – краеведческая направленность внеурочной работы, связанная с изучением природы, хозяйства, населения своего края.

Важнейшим требованием внеклассной работы по географии является современность ее содержания и форм. Внеклассная работа по предмету должна отражать все новое: и производственные достижения в родном крае, и новые направления в развитии экономики. Темпы развития науки и техники требуют от учащихся умения ориентироваться в потоке новейшей информации. Поэтому важно в работе кружков, устных журналов использовать 10-15-минутные обзоры «Географические новости», «Мы вас информируем».

В успехе внеклассной работы немаловажную роль играет эрудиция и интересы учителя. Во внеклассной работе необходимо использовать активные методы и формы: диспуты, конференции, деловые игры и т. д. Именно они позволяют организовать активный обмен мнениями, способствуют в формировании оценочных суждений, умений отстаивать свою точку зрения. Выбор активных форм деятельности связан с возрастными психологическими и физиологическими возможностями ученика.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Анализ результатов реализации программы формирующего эксперимента
Цель: проверка эффективности проведенных мероприятий на формирующем этапе эксперимента. На данном этапе были проведены повторные социзмерения по методикам констатирующего эксперимента. Нами были отмечены положительные результаты. Уровень благополучия семей почти не изменился, только в двух семьях стали меньш ...

Экспериментально-педагогическое исследование применения различных методик для ознакомления старших дошкольников со свойствами воздуха и воды
Наша опытно-экспериментальная работа строилась по принципу систематизирования и обобщения всех знаний, полученных из методических и психологических трудов, упомянутых в данной работе. В своей практической деятельности мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей.Опыт проводился в старшей группе ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru