Занимательные формы внеклассной работы по физической географии, их характеристика, значение, эффективность

Педагогика как наука » Занимательные формы внеклассной работы при изучении физической географии » Занимательные формы внеклассной работы по физической географии, их характеристика, значение, эффективность

Страница 3

Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования. Но даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игры необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.

Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени. Основные особенности учебных игр: - моделирование определенных видов практической деятельности; - моделирование условий, в которых протекает деятельность; - наличие ролей, их распределение между участниками игры; - различие ролевых целей участников игры; - взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли; - наличие обшей цели у всего игрового коллектива; - групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников игры.

Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса. Учиться находить и принимать решения; развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях; учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, установлению контактов; получать удовольствие от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.

Одной из форм занимательной географии может стать внеклассное чтение. После прочтения текста учитель может обратиться с вопросами к ученикам и сформулировать общий вывод.

Другой формой организации занимательной географии является исследовательско-краеведческая деятельность учащихся. Становление гуманистической личности предполагает сочетание эмоционального восприятия окружающей природы с познавательной деятельностью учащихся, воспитанием бережного отношения к ней. Такой вид деятельности, как практико-ориентированная, не укладывается в рамки урока. Это требует создания специально оборудованных территорий – «кабинета в природе», где может осуществляться активная природо-исследовательская деятельность на местном материале. Смыслобразующим стержнем такой деятельности является изучение естественных биоценозов в окрестностях населенного пункта, воздействия хозяйственного освоения территории на природные объекты. При этом учебно-исследовательская деятельность школьников должна иметь общественно полезную направленность, безусловно, очевидную для самих подростков. Определенную трудность здесь составляет согласование двух ведущих условий: общественной значимости школьниками работ и их доступности, посильности исполнителями разного возраста. Иными словами, перед организаторами учебно-исследовательской деятельности школьников встает проблема поиска ее содержания. Однако, вне зависимости от конкретного наполнения деятельность школьников, направленная на изучение природы, протекает в условиях дифференциаций их собственных интересов, следовательно, направлений работы. Важным условием такой внеклассной и внешкольной деятельности является организация работы школьников в разновозрастных группах. Группы могут формироваться из школьников разного возраста на основе личных интересов детей и тяготения их к одной из предлагаемых тем исследования. Различия внутри группы выражаются в том, что школьники разного возраста осваивают одну и ту же тему не одинаково по уровню охвата проблемы. Можно заметить, что большинство поисково-исследовательских тем посильны детям разного возраста, но степень участия каждого будет зависеть от запаса исходных знаний и уровня подготовки. Любая ученическая группа рассматривается нами как подвижная группа. Содержание заданий для каждой группы по одной и той же тематике, может отличаться уровнем сложности. Переход из одной группы в другую может проходить после проведения учителем аналитических и контрольных срезов, а также на основе результатов выполнения заданий каждого этапа исследования. Именно на этом может быть основана система поэтапного включения подростков в процесс природоисследовательской деятельности. На первом этапе работы необходимы курс первоначальной подготовки, обучение, дополняющие и углубляющие знания, получаемые в школе как по естественнонаучным, так и по гуманитарным дисциплинам. Такая теоретическая подготовка на занятиях элективного курса должна быть направлена на углубление специальных знаний по теме, знакомство с методами наблюдений, приборами, инструментами по технике безопасности, может быть достаточно короткой, вводной. В дальнейшем освоение материала школьниками протекает в форме выполнения отдельных, сравнительно несложных, самостоятельных наблюдений или некоторых наблюдений в составе группы. В процессе групповой работы происходит взаимообучение участников исследования. Учитель, руководитель исследовательской группы, выступает в качестве научного руководителя, консультанта, который помогает школьнику составить план работы, освоить методику, правильно обработать, полученные результаты и сформулировать выводы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Итоговый тест по физике за I четверть для учащихся 7 класса
1. К физическим явлениям относится 1) размножение микробов 2) пожелтение листьев 3) падение капель дождя 4) гниение соломы 2. Физическим телом является 1) нож 2) вода 3) ураган 4) температура 3. Веществом является 1) веревка 2) железо 3) литр 4) ветер 4. Данный термометр показывает температуру… °С 1) 37.5 2) ...

Предполагаемые плюсы реформирования образования
Бакалавриат- первый уровень, студент получает фундаментальное образование, а затем решает, чем будет заниматься дальше. Магистратура- возможность развития профессиональных знаний и навыков на базе бакалаврского образования, направления могут быть самыми разными. Для этого должны развиваться разные программы ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru