Занимательные формы внеклассной работы по физической географии, их характеристика, значение, эффективность

Педагогика как наука » Занимательные формы внеклассной работы при изучении физической географии » Занимательные формы внеклассной работы по физической географии, их характеристика, значение, эффективность

Страница 3

Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования. Но даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игры необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.

Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени. Основные особенности учебных игр: - моделирование определенных видов практической деятельности; - моделирование условий, в которых протекает деятельность; - наличие ролей, их распределение между участниками игры; - различие ролевых целей участников игры; - взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли; - наличие обшей цели у всего игрового коллектива; - групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников игры.

Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса. Учиться находить и принимать решения; развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях; учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, установлению контактов; получать удовольствие от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.

Одной из форм занимательной географии может стать внеклассное чтение. После прочтения текста учитель может обратиться с вопросами к ученикам и сформулировать общий вывод.

Другой формой организации занимательной географии является исследовательско-краеведческая деятельность учащихся. Становление гуманистической личности предполагает сочетание эмоционального восприятия окружающей природы с познавательной деятельностью учащихся, воспитанием бережного отношения к ней. Такой вид деятельности, как практико-ориентированная, не укладывается в рамки урока. Это требует создания специально оборудованных территорий – «кабинета в природе», где может осуществляться активная природо-исследовательская деятельность на местном материале. Смыслобразующим стержнем такой деятельности является изучение естественных биоценозов в окрестностях населенного пункта, воздействия хозяйственного освоения территории на природные объекты. При этом учебно-исследовательская деятельность школьников должна иметь общественно полезную направленность, безусловно, очевидную для самих подростков. Определенную трудность здесь составляет согласование двух ведущих условий: общественной значимости школьниками работ и их доступности, посильности исполнителями разного возраста. Иными словами, перед организаторами учебно-исследовательской деятельности школьников встает проблема поиска ее содержания. Однако, вне зависимости от конкретного наполнения деятельность школьников, направленная на изучение природы, протекает в условиях дифференциаций их собственных интересов, следовательно, направлений работы. Важным условием такой внеклассной и внешкольной деятельности является организация работы школьников в разновозрастных группах. Группы могут формироваться из школьников разного возраста на основе личных интересов детей и тяготения их к одной из предлагаемых тем исследования. Различия внутри группы выражаются в том, что школьники разного возраста осваивают одну и ту же тему не одинаково по уровню охвата проблемы. Можно заметить, что большинство поисково-исследовательских тем посильны детям разного возраста, но степень участия каждого будет зависеть от запаса исходных знаний и уровня подготовки. Любая ученическая группа рассматривается нами как подвижная группа. Содержание заданий для каждой группы по одной и той же тематике, может отличаться уровнем сложности. Переход из одной группы в другую может проходить после проведения учителем аналитических и контрольных срезов, а также на основе результатов выполнения заданий каждого этапа исследования. Именно на этом может быть основана система поэтапного включения подростков в процесс природоисследовательской деятельности. На первом этапе работы необходимы курс первоначальной подготовки, обучение, дополняющие и углубляющие знания, получаемые в школе как по естественнонаучным, так и по гуманитарным дисциплинам. Такая теоретическая подготовка на занятиях элективного курса должна быть направлена на углубление специальных знаний по теме, знакомство с методами наблюдений, приборами, инструментами по технике безопасности, может быть достаточно короткой, вводной. В дальнейшем освоение материала школьниками протекает в форме выполнения отдельных, сравнительно несложных, самостоятельных наблюдений или некоторых наблюдений в составе группы. В процессе групповой работы происходит взаимообучение участников исследования. Учитель, руководитель исследовательской группы, выступает в качестве научного руководителя, консультанта, который помогает школьнику составить план работы, освоить методику, правильно обработать, полученные результаты и сформулировать выводы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru