Занимательные формы внеклассной работы по физической географии, их характеристика, значение, эффективность

Педагогика как наука » Занимательные формы внеклассной работы при изучении физической географии » Занимательные формы внеклассной работы по физической географии, их характеристика, значение, эффективность

Страница 4

Одно из плодотворных направлений модернизации географического образования – проектная деятельность школьников. Свою работу можно предоставить на научной конференции. Исследовательская работа учащихся помогает сформировать определенный объем знаний о взаимосвязях и взаимодействиях в системе «человек – природа – хозяйство - окружающая среда», осознать место человека в природе, его участие в нарушении и дестабилизации своей среды обитания в пространственно – временном измерении. Только при этом учитель может раскрыть перед учащимися лично значимые для них проблемные ситуации, лежащие в области их непосредственных интересов. Задача общеобразовательной школы заключается, на наш взгляд, прежде всего в подготовке учащихся быть адекватными окружающей географической действительности. Один из перспективных методов достижения общегеографической и геоэкологической образованности выпускников школы – это исследовательская работа учащихся, выполняемая под руководством учителя, желательно с привлечением в качестве консультанта сотрудника вуза или научного учреждения.

Использование в учебном процессе метода проектов направлено на создание конкретного продукта (получение результата), позволяющего учащемуся пережить ситуацию самореализации. Обобщенная классификация типов географических проектов по содержанию, уровню интеграции, продолжительности выполнения, количеству участников, способу преобладающей деятельности, использованию информационных средств. Особую актуальность приобретает выполнение дистанционных исследовательских проектов и использованием Интернета. Проектное обучение развивает у детей самостоятельность, творческое отношение к делу, способствует формированию навыков поисково-исследовательской деятельности, созданию условий для подготовки к продолжению образования в выбранной области.

Проектная деятельность в школе будет эффективной, если ориентирована на самостоятельное постижение учащимися проблем, имеющих для них жизненный смысл. Учебный исследовательский проект содержательно должен представлять собой результат конкретной деятельности по решению взятой из реальной жизни и лично значимой для учащихся проблемы (геоэкологической, географо-экономической, физико-географической, социально-экономической, историко-географической, краеведческой, местной). В Казахстане, развитие которого в ближайшие десятилетия связано с разведкой минерально-сырьевых ресурсов, в образовательном процессе целесообразна учебно-проектная деятельность в области геолого-географических наук. Проектная деятельность учащихся по географии и геоэкологии реализуется в форме составленных карт, схем, таблиц, графиков, диаграмм, систематизированного описания итогов проведенного исследования.

Основными формами изучения своего края являются экскурсии, походы, групповые и индивидуальные наблюдения, работа со статическими, картографическими и литературными источниками, краеведческий кружок [39]. Экскурсии – организованное, коллективное посещение природных, промышленных объектов, достопримечательных мест под руководством учителя с целью изучения и сбора краеведческого материала. Значение экскурсии в природу очень велико. Учебные предметы призваны вооружить учащихся систематизированными знаниями о явлениях и законах материального мира. Эти знания сообщаются им как результат обобщения данных эксперимента, примеры из техники, рассказы о явлениях природы и т.д. На их основе формируются понятия, иллюстрируются практическое применение знаний, формируются умения применять теоретические знания. Учащиеся овладевают на занятиях анализом и синтезом сложных, но схематизированных и идеализированных объектов и явлений. При этом, если не обращаться к действительности, у учащихся может создаться представление, что наблюдаемые и изучаемые ими явления проходят только в аудитории и только при наличии специальных приборов. Восполнить этот пробел можно путем организации экскурсий в природу, которые являются наиболее управляемой и информационно богатой формой изучения реальных объектов природы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Кружок как основная форма организации технического творчества
Выпускник профессионального учебного заведения, кроме профессиональных знаний, умений и навыков, предусмотренных требованиями Государственного стандарта по специальности, должен обладать и такими, как компетентность и профессиональная мобильность, владение навыками самообразования и повышения квалификации, и ...

Методика использования игр-загадок, головоломок, кроссвордов и ребусов в работе с детьми старшего дошкольного возраста, в частности в театрализованной деятельности
Театрально-игровая деятельность детей − это интегрированный вид деятельности. Она включает элементы игровой, художественно-речевой, изобразительной деятельности, которые они объединены единым сценическим решением в кукольном представлении или драматизации. О роли театрального искусства в эстетическом в ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru