Занимательные формы внеклассной работы по физической географии, их характеристика, значение, эффективность

Педагогика как наука » Занимательные формы внеклассной работы при изучении физической географии » Занимательные формы внеклассной работы по физической географии, их характеристика, значение, эффективность

Страница 5

Экскурсия в природу – это форма организации учебно-воспитательной работы с учащимися, позволяющая наблюдать и изучать предметы, процессы и явления природы в естественных условиях. Она дает возможность наблюдать то, что часто нельзя показать в школьном кабинете. В совокупности с уроком и различными видами учебно-практических занятий экскурсии в природу играют важную роль в решении задачи осуществления связи обучения с жизнью и активизации учебной деятельности обучающихся [40]. Знания, полученные на основе самостоятельных работ учащихся во время экскурсии (наблюдений, экспериментов), наиболее прочно удерживаются в памяти. Экскурсии в природу осуществляются по программе с четко запланированным объектом информации и достаточно четким управлением познавательной и предметной деятельностью учащихся.

Под экскурсией подразумевается любой выход в природу с учебной целью, независимо от того, на какое расстояние придется идти, на сколько времени и когда. Поэтому экскурсией в природу одинаково будет являться и выход за город на геологический памятник природы, и в ближайший сквер к гранитному постаменту памятника, и на улицы города (наблюдение за каменным убранством домов и т.д.).

Экскурсия, как форма организации учебно-воспитательной работы, близка к уроку. С некоторым приближением можно считать, что экскурсия – тот же урок, но урок, проходящий не в привычной аудиторной обстановке, а в условиях экскурсионного объекта.

Ознакомление с различными явлениями на экскурсии дает возможность научить экскурсантов «переносить полученные знания в новые условия, способствуют обеспечению прочности и действенности знаний», а значит, и достижению более высокого уровня обучения. Наблюдения явлений в естественных условиях убеждают учащихся в познаваемости сложных природных процессов, содействуют установлению межпредметных связей.

Межпредметные связи успешно реализуются при проведении экскурсий в природу. Особенное место здесь занимают комплексные экскурсии. В ходе таких экскурсий учащиеся могут одновременно ознакомиться с процессами, рассматриваемыми при изучении физики, биологии, физической географии и геологии, и научиться применять закономерности разных наук для объяснения явлений окружающей действительности.

Экскурсии в природу способствуют решению целого ряда важнейших учебно-воспитательных задач: формированию понятий, практических умений и навыков, применению знаний, развитию познавательных интересов и активизации познавательной деятельности, формированию основ диалектико-материалистического мировоззрения, эстетическому воспитанию, охране природы. Экскурсии в природу позволяют учителю создать оптимальные условия для осуществления экологического воспитания в процессе изучения основ геологии и открывают широкие возможности для стимулирования интереса к проблемам охраны природы: наблюдение и выяснение причин положительных и отрицательных изменений природы, наблюдение результатов деятельности человека, направленной на охрану и управление природой, выяснение возможностей практического участия в мероприятиях по охране природы. Классифицировать экскурсии в природу можно по разным признакам: по учебным целям, по содержанию учебного материала, по характеру объекта, по количеству участников, по месту в учебном процессе.

Таким образом, принцип активности учащегося в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организации педагогической среды, то есть педагогической технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. В некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Другие статьи:

Общая характеристика взаимоотношений младшего школьника
Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. В этот период времени ведущей для личности становится учебная деятельность. Младший школьник как субъект учебной деятельно ...

Исторические предпосылки педагогических идей Януша Корчака
Конец XIX начало XX века в Европе характеризовался очередным витком подъёма педагогической «революционной» мысли. Педагогические идеи этого периода в своей основе не были принципиально новыми, они базировались на платформе гуманистической педагогики, подготовленной ещё философами античной эпохи. Идеи гуманиз ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru