Занимательные формы внеклассной работы при изучении физической географии материков и океанов

Педагогика как наука » Занимательные формы внеклассной работы при изучении физической географии » Занимательные формы внеклассной работы при изучении физической географии материков и океанов

Страница 2

У подростков появляется отношение к собственному движению вперед, контроль за этим, огорчения по поводу невыполнения задач, планов. Исследования показали, что большинство учащихся VII-VIII классов уже занимаются самовоспитанием, но не у всех оно носит систематический и планомерный характер. Однако принципиально важно, что оно появилось. Важнейшим новым моментом развития личности в подростковом периоде является то, что предметом деятельности подростка становится он сам: в одном он себя сдерживает, другое ломает, третье создает заново. Он начинает сам воздействовать на себя, сам создавать себя, ориентируясь на определенные образцы и конкретные лично значимые цели и задачи, связанные с потребностями сегодняшнего дня и с будущим. Через самовоспитание и самообразование подросток расширяет возможности своего развития, готовит себя к будущему. Хотя он очень сильно поглощен настоящим, но при этом и устремлен в будущее. Появление такой устремленности и деятельности, направленной на изменение самого себя, чтобы приобрести новые качества, специфично для подросткового периода и означает переход на качественно новый этап в развитии личности.

Очень интересны учащимся проблемно-творческие интегрированные задания по географии «Загадочные места на карте мира». С помощью проблемно-творческих заданий реализуется компетентностный подход к творческому саморазвитию личности в процессе обучения. Содержание проблемно-творческих заданий расширяет представления учащихся о географических объектах. Выполняя совместно с учителем предлагаемые задания, учащиеся открывают для себя новые знания и овладевают следующими умениями: работать с научно-популярной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы, активизировать самостоятельно и творчески решать практические задания.

Технология использования проблемно-творческих задач подчиняется следующему алгоритму:

1) Мотивирующее начало: проблема-вопрос в названии задачи создает ситуацию, актуализирующую поиск смысла учебной деятельности, содержащую познавательную и жизненно-практическую проблему. Это задание – проблема, связанное «донаучным» личностным опытом взаимодействия ученика с химическими, физическими явлениями, биологическими процессами в быту, природе, технике, растительно-животном мире, человеческом организме, волнующее, интересующее детей, неожиданное, загадочное, но обязательно личностное, жизненно значимое.

2) Индивидуальная работа: ученик включается в работу над заданием и выполняет задание по сути учебное, но отвечающее на жизненный вопрос.

3) Самостоятельный поиск информации, исследование: при выполнении творческой части задания у учащихся возникает информационный запрос, потребность в самостоятельном «добывании» знаний, использовании учебников, справочников, интернет - ресурсов. Идет поиск, самостоятельная работа с ними, работа мысли.

4) Индивидуальная работа с практическим преобразованием учебных знаний: анализируя познанное, ученик выдает индивидуальный интеллектуально – творческий продукт: карта, схема, таблица, модель, проект и т.д.

5) Межгрупповая дискуссия: ученик выносит результат своего поиска на всеобщее обсуждение.

Формируемые интеллектуальные способности и предметные умения при использование проблемно-творческих задач:

- расширение и приращение накопленных естественнонаучных знаний;

- структурирование межпредметных знаний;

- умение устанавливать причинно следственные связи;

- умение выделять главное;

- умение отстаивать свою точку зрения при решении межпредметных проблемных задач и заданий;

- умение осознавать, где и каким образом приобретаемые знания из естественнонаучных дисциплин могут быть использованы при решении проблем социального характера.

Примеры, проблемно-творческих интегрированных задач. Задача 1. Почему в Мертвом море нельзя утонуть? (Научно- популярная информация - подсказка. В Мертвом море массовая доля соли наибольшая. При площади 728 кв. км в нем содержится около 10,5 млрд. т соли. В этом море из-за специфической плотности воды архимедова сила такая огромная, что вода просто выталкивает человека на поверхность, не давая погрузиться в нее).

Задача 2. Почему воды «священного Ганга» исцеляют? (Научно-популярная информация-подсказка. Туристы, приехавшие в Индию, обязаны искупаться в водах «священного Ганга». На берегах Ганга, омываются ежедневно тысячи людей, при этом не обнаружено ни одного возбудителя инфекционного заболевания. Это связано с тем, что в устье реки Ганг обнаружены залежи самородного серебра; в прибрежных зонах реки находятся самые крупные в Индии месторождения серебра. Поэтому в воде находятся ионы серебра, обладающие бактерицидным действием).

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Как учится маленький ребенок
Хотя вальдорфская педагогика и выступает против раннего целенаправленного обучения (например, чтению и счету), это не значит, что ребенок в вальдорфском детском саду «ничему не учится». Напротив, вальдорфские педагоги утверждают, что именно в период раннего детства малыши учатся наиболее интенсивно. До 3--4 ...

Методические рекомендации к урокам повторения, обобщения и систематизации знаний по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Массовый многолетний психолого-педагогический эксперимент В.В.Давыдова, Л.В.Занкова и других психологов убедительно доказывают, что даже младшие школьники в состоянии усваивать – причем в обобщенной форме – гораздо более сложный материал, чем это представлялось ранее. Мышление школьников, несомненно, имеет е ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru